После нескольких дней нашего путешествия по Памиру, по сравнению с транспортными трудностями, которые возникали у нас на пути, в этот день нам предстояло преодолеть лишь 15-20 километров из Туггоза во Вранг.
Автостоп на Памире
Мы решили пойти в сторону Вранга пешком, но надежду на попутки не теряли. Первый водитель запросил 80 сомони (10 долларов), второй – вообще 150, и мы очень удивлялись, как же люди, отдающие последнее в доме, пытаются сорвать куш с попутчиков. Ведь подвезти в том же направлении, куда едешь, гораздо проще, чем чаем угостить или приютить. Еще две машины проехали забитые, и, когда нам оставалось пройти 8 километров, остановился джип, водитель которого предложил нам проехать безвозмездно. Удивительно, что он оказался душанбинским таксистом, а подвез нас бесплатно. Кроме того, выяснилось, что он племянник той самой двоюродной сестры учителя физкультуры, у которого мы чаевничали в Ямчуне. Так что водитель довез нас до ее дома во Вранге, где нам и посчастливилось остановиться.
Памирское гостеприимство
Сестре мы свалились как снег на голову, но нас тут же напоили чаем и накормили арбузом. Потом нанесли еще всякой снеди: картошки, колбасы, по два салата и еще и домашний кефир, так что мы выкатились из-за стола. Еще немного поболтали с ее мужем Абдулой – разговоры в основном про погоду, бывший СССР, события в Украине, про то, какой наш Лукашенко хороший. Отдельная тема – Ага Хан, о котором обязательно говорят в каждом доме. Как и другие памирцы, жители Вранга оказались простыми, гостеприимными и трогательными людьми, и мы не перестаем радоваться тому, что со всеми ними познакомились. Нас уложили спать в отдельной комнате, наутро покормили и напоили чаем. Хозяева удивлялись, почему мы пьем обычный чай, а не ширчай – чай с молоком, солью и сливочным маслом. Памирцы традиционно завтракают ширчаем с лепешкой, так как такая еда обеспечивает энергией для работы на весь день.
Ступа и кладбище
Во Вранге мы поднялись на ступу, куда нас проводили местные дети. Один мальчик очень хорошо говорил по-английски и рассказал нам о том, что ступа – часть огромного буддистского монастырского комплекса, который не раскапывают из-за отсутствия денег. Говорят, что один памирец нашел здесь отлично сохранившуюся статуэтку Будды и продал её на каком-то аукционе. Вообще удивительно найти здесь буддистский комплекс, что еще раз подтверждает разнообразие религий, когда-либо распространенных на Памире: сейчас памирцы в основном мусульмане, а ведь были даже зороастрийцами.
Вид с горы на село |
Вранг
Спустившись с горы, на которой находится ступа, мы тут же встретили памирца, который пригласил нас к себе почайковать. Пока чайковали, предлагал купить рубины, образующиеся от повышенной геотермальной активности в этих горах, – местные промышляют их собиранием и перепродажей туристам. От рубинов мы отказались, зато купили у его жены украшение из бисера ручной работы, чтобы хоть как-то поддержать.
Еще немного погуляли по улицам кишлака
На этом пришла пора прощаться с Врангом и направиться в замыкающий кишлак Ваханской долины Лянгар. Мы забрали вещи у Абдуллы и его семьи (оставив им немного денег за заботы), они подбросили нас на один километр до главной дороги, еще около двух километров мы прошли пешком и сели в тени, умирая от жары. Тут же словили машину с двумя дедушками, сторговались на 40 сомони за 30 км, они нас еще и арбузом угостили на остановке возле источника-нарзана.
Минеральные воды окрашивают горную породу в причудливые цвета |
Одна из многочисленных крепостей, которые нам встретились на этом отрезке пути |
Лянгар
В Лянгаре мы первым делом доехали до краеведческого музея, который, как оказалось, был закрыт. Вернулись в начало кишлака, где видели указатель на homestay. Озвученная в гестхаусе цена в 18 долларов с лица заставила нас подумать, что в этом поселке добывают рубины или нефть. Пошли снова на дорогу в надежде на гостеприимство местных. Почти сразу же встретили дедушку, спросили, где остановиться, он указал на гестзауз, но мы объяснили ситуацию и он позвал к себе. Показал место, где может нас принять, потом мы пошли в магазин, чтобы купить продукты. Магазина в Лянгаре три: один закрыт, во втором почти ничего нет, в третьем купили колбасы 25 сомони за кг, печенье по 17 за кг, лимонад большая бутылка за 9, сгущенки и роллтона по 2 сомони.
По дороге дедушка показал, где стояла советская воинская часть, которая охраняла «ворота» – ущелье, идущее по территории Афганистана в Пакистан. Поговорили о жизни с ним и его соседями, в очередной раз выяснилось, что жить на Памире очень тяжело, в основном помогают дети, работающие в России. Все привозное очень дорого, ждут открытия аэропорта в Ишкашиме и решения вопроса с границей, чтобы запустить дорогу Пакистан-Афганистан-Памир, но ждут уже скорее ради детей, мол, мы свое домучаемся.
Петроглифы
Днем решили отдохнуть, так как солнце палило как никогда, а в полшестого вечера поползли в горы смотреть петроглифы. Дорога вначале идет через улицу, потом тропинка поднимается вверх, а потом и вовсе теряется, надо ползти по камням. Если бы не мальчишки, вызвавшиеся нас сопроводить, то вряд ли бы нашли. Они скакали по скалам, как горные козлики, нам же казалось, что дорога вверх никогда не кончится. На самом деле путь от главной дороги до места занял порядка 40 минут. По дороге мы встретили много колоритных памирцев. Виды тоже были отличные. Здесь можно долго ползать по скалам, находя новые и новые петроглифы. Даже местные рассказывают, как много раз бывали здесь, но при этом все равно каждый раз находят что-то, чего раньше не видели. Изумило, что на фоне старых петроглифов появились новые творения. Спуск был полегче, но вероятность навернуться – повыше.
Очень хотелось душа, наш новый друг попытался организовать машину на теплые источники, но что-то не срослось, так что мальчикам – Вите и Марку (испанцу, который путешествовал с нами по Памиру) пришлось довольствоваться прохладным арыком, а Насте нагрели полведра воды. Это был лучший душ в ее жизни – так хотелось помыться, а воды еще и на постираться хватило. После подобных путешествий начинаешь ценить самые простые вещи. Потом был ужин и беседы. Помимо обычных уже разговоров, узнали, как организовывается свадьба, так как сын хозяина скоро должен был жениться. В доме жениха собирается полкишлака самого жениха и невесты. Едят в большой комнате, можно сказать группами, кто-то в это время танцует, кто-то на улице. Гуляют от трех до семи дней. Готовят, понятное дело, для этого самое лучшее, и на свадьбу уходит огромное количество денег.
Хозяева договорились с соседом, что он повезет нас на машине в Аличур, откуда уже проще добраться в Мургаб, а оттуда – совсем уж в цивилизацию – Киргизский Ош. В предвкушении завтрашней поездки мы легли спать. Как оказалось, предвкушали мы ее не зря – дорога оказалась совсем дикой и не похожей на то, что мы уже видели на Памире.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены