Высоко в Памирских горах живут около полутора тысяч кыргызов. Отрезанных от внешнего мира, сохранивших национальный быт и уклад, пуще глаза берегущих родной кыргызский язык в его первозданном виде. Не нужных ни афганскому, ни кыргызскому правительству.
В конце 19 - начале 20 века благополучно завершилась борьба за господство в Центральной Азии между двумя империями - российской и британской, названная современниками большой игрой. По соглашению между Россией и Британией буфером между российской Средней Азией и британской Индией стал суверенный Афганистан.
Афганистану же передали так называемый Ваханский коридор - узкую полоску земли в долинах рек Памир, Вахан и Пяндж. Суровую высокогорную территорию, когда-то давно облюбованную этническими кыргызами. Вообще-то кыргызы стали заселять высокогорный Памир ещё с 16 века. А когда закончилось российско-британское противостояние и поменялись границы государств, памирские кыргызы тоже разделились на две неравные группы. Большая часть из них сейчас живёт в Таджикистане. Меньшая же часть, около 1500 человек, осталась на территории Афганистана. Они по сей день не имеют понятия, что такое советская власть, как выглядит капитализм и для чего нужен президент… В царстве памирских кыргызов недавно побывали представители международной организации "Развитие общества" во главе с Джеффом Уолкесом. Впечатлениями от своего путешествия они делятся с читателями нашей газеты.
Связей с внешним миром памирские кыргызы не поддерживают. Даже здесь, в горах, семья с семьёй редко общается. Живут замкнуто, женятся и выходят замуж за близких родственников - со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями для здоровья. |
Памирские кыргызы живут в месте, которое официально признано самым труднодоступным в мире. На колёсном транспорте сюда не добраться. Пешком по горным тропам- четверо суток пути. |
Территория, занимаемая памирскими кыргызами, по труднодоступности на первом месте в мире. Добираться до их высокогорных пастбищ приходится по три-четыре дня пешком. Да и от одной юрты до другой - почти день пути. Несмотря на то, что выживать вроде бы проще общиной, нежели по одиночке, памирские кыргызы предпочитают селиться таким образом, чтобы одна семья находилась от другой на значительном расстоянии. Главная причина этого, говорит Д.Уолкес, - яки. Основное занятие здешних кыргызов - разведение яков, для которого требуются большие площади, чем для выпаса баранов. Средняя продолжительность жизни памирского кыргыза, если он мужчина, - 45 лет. Если женщина, то её век ещё короче. Местные эжешки доживают в среднем до 42 лет. Почему так? Во всём мире женщины живут дольше мужчин. А дело всё в том, что жизнь женщины с Памира полна невероятных и трудновыносимых сложностей. На ней, женщине, - вся самая тяжёлая работа плюс рождение и воспитание детей, из которых половина не доживает до пятилетнего возраста.
Афганское правительство относится к памирским кыргызам нейтрально. То есть не обижает, не притесняет, однако не очень-то беспокоится об их нелёгкой судьбе. Объяснение этому опять же простое. Эти жители - не граждане Афганистана. Афганских паспортов у них нет (как, впрочем, и вообще никаких документов). Стало быть, государство им вроде бы ничем не обязано - так же, как и они государству. Живут кыргызы на такой земле, на которую афганцы не претендуют. Земля труднодоступная, неплодородная, не обустроенная… Так и пусть себе живут, рассуждают в правительстве Афганистана. Нам не мешают - не станем и мы им мешать. Временами, правда, в сердцах афганских властей просыпается человеколюбие. Они вспоминают о том, что где-то высоко в горах на территории их страны живут люди, не имеющие доступа ни к образованию, ни к здравоохранению, ни к благам цивилизации. И делают широкий жест доброй воли: строят в горах школу… Или направляют туда автобус с медицинским оборудованием. Автобус, прибывший в 2004 или 2005 году, так и остался стоять там, где его поставили. Не оказалось среди жителей Памира ни одного, кто худо-бедно разбирался бы в медицине. А афганским специалистам, в том числе и врачам, кыргызы не доверяют. Что же касается школы… Большинство памирских кыргызов обеими руками за то, чтобы их дети получили хотя бы начальное образование. Но и здесь загвоздка вышла. Учебников нет (как и других книг); простейшие школьные принадлежности, привозимые афганцами, стоят баснословно дорого. За обычную шариковую ручку, к примеру, родителям будущего школьника предлагается выложить 20-25 долларов, за тетрадь - и того больше. Далеко не каждому это по карману. Да и учат в школе не тому, чему памирские кыргызы в первую очередь хотели бы обучаться. Расписание уроков в школе таково: история, география, основы математики, ислам и предмет, который у нас называется "Этика и психология семейной жизни". Ну и, конечно, в обязательном порядке - письменный афганский язык. А этническим кыргызам, по их признанию, необходим письменный кыргызский. Устным-то они владеют в совершенстве, впитывая его с молоком матери. Хочется им отправлять своих подросших детей на учёбу в Кыргызстан. Не в Америку, не в Европу, а именно туда, где живут их цивилизованные братья-кыргызы. Чтобы сюда, в афганские горы, возвращались дипломированные учителя и врачи. Однако это пока на уровне мечтаний. Кыргызским властям забот хватает и в родном Кыргызстане. Со своим бы народом справиться, где уж тут беспокоиться о полутора тысячах позабытых-позаброшенных соотечественниках! Чем занимается памирское население, помимо яководства? Натуральным обменом. Периодически кто-нибудь из кыргызов спускается с гор, чтобы выменять яков на одежду и обувь, телевизор или спутниковую антенну. Антенна нужна, чтобы ловить каналы кыргызского телевидения, а также… для кипячения воды. Зачастую такие тарелки используют в качестве солнечных батарей. Говорят, в прикреплённом к такой тарелке чайнике можно без проблем вскипятить около трёх литров воды. Если, конечно, установить всю эту сложную конструкцию в подходящем месте.
Спутниковая антенна, установленная на ровном месте под прямыми лучами солнца, помогает кипятить воду. Такие установки значительно облегчают тяжкий женский труд, из-за которого здешние женщины так рано старятся. Не надо искать дрова, разводить и поддерживать огонь… Вниз, к афганским товарищам, впрочем, особо не находишься. Путь туда и обратно занимает около двух недель. Менять яков на телевизоры поэтому позволяет здесь себе не каждый кыргыз. И спутниковые антенны иметь не каждому по карману. Памирские кыргызы чётко делятся на баев и бедняков. Причём баем может считаться любой, кто не просто смотрит в своей юрте телевизор, но смотрит его в дорогих выменянных на яков очках. Одеваются местные жители тоже неодинаково. Существует, правда, традиция - девочки и девушки носят одежду красного цвета со множеством украшений. И украшения эти красноречиво свидетельствуют о смешении в сознании здешних кыргызов традиционной мусульманской религии с элементами шаманизма. Что совершенно неудивительно: в суровых условиях высокогорья, вдали от цивилизации, в практически полной изоляции, без надежды на медицинскую и иную помощь, - только и остаётся, что верить в духов и пытаться задобрить их и завоевать их расположение. Оторванные от внешнего мира, памирские кыргызы вынуждены вступать в близкородственные браки - со всеми вытекающими отсюда плачевными последствиями. Лишённых возможности обследоваться и лечиться у врачей, их косят болезни, которые в Кыргызстане давным-давно уже не являются смертельными. - Но плохих людей мы на Памире не встретили, - говорит директор "Развития общества". - Все добрые, радушные, гостеприимные. Все были нам искренне рады, старались посадить на почётное место, получше угостить и задаривали немудрёными подарками. Гостей на Памире любят. Особенно тех, кто привозит с "большой земли" книги и лекарства. И тех, кто рассказывает памирцам о дальних странах - например, о Кыргызской Республике. В которой большинству из них, этнических кыргызов, никогда не суждено побывать.
Основное занятие кыргызов Памира - разведение яков. Это и мясо, и молоко, и одежда, и телевизор. И, разумеется, престиж. Чем больше яков - тем богаче бай. |
Мужчины здесь долго не живут. В 40-45 лет выглядят уже стариками. |
Средняя продолжительность жизни памирской кыргызки - 42 года. Поэтому лет в 30 они часто выглядят уже как весьма пожилые особы. 39-летнему Джеффу Уолкесу здесь, в Памирских горах, на вид давали не больше восемнадцати. |
Афганским врачам (как и учителям) местные жители не верят. Зато не было предела их счастью, когда сюда на несколько дней поднялись сотрудники бишкекской больницы из микрорайона "Джал" Б.Карачаев, З.Абдыкеева, С.Жылышбаева и А.Медетова. Кыргызским специалистам здесь доверяют безоговорочно. |
Девочки, несмотря на то, что готовят их в основном быть хранительницами домашнего очага, тоже с удовольствием ходят в школу. Только учат там не тому, чему хотелось бы. Кыргызский язык не преподают. |
Привозимым неправительст. организациями книжкам на родном кыргызском языке здесь радуются больше всего. |
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены