Согласно крупному знатоку и исследователю петроглифов Таджикистана В.А. Ранову в Таджикистане, к так называемым писаницам – рисункам сделанным краской можно отнести три пункта: Грот Шахты, навес Куртеке и пещерка у перевала Найзаташ. Все эти памятники относятся к каменному веку и расположены на территории Восточного Памира.
Во время пребывания на Восточном Памире я хотел посетить знаменитый Грот Шахты и в мои планы не входила целенаправленная разведка местностей. Я и мечтать не мог, что за три дня смогу обнаружить три новых пункта с наскальными рисунками, так как до этого в Таджикистане их было найдено всего в трех местах. Считаю сообразным рассказать историю открытий в той последовательности, как это все происходило.
Грот в Мадианской долине.
Росписи в Мадианской долине были обнаружены случайно. Во время своего пребывания в Мургабском районе, нам стало очень интересно посетить местонахождение петроглифов в местечке Ниязик. Упоминание, о петроглифах Ниязик содержалась в брошюрке «Theprinciplearchaeologicalmonumentsof EasternPamir» на английском языке. Брошюра была опубликована в 2003 году в качестве путеводителя для туристов, в котором содержалось одна фотография и краткая информация о локализации петроглифов. Рисунки показались мне очень интересными, и я решил посетить это место.
Мы с водителем направились в Мадианскую долину. Не доезжая до местонахождения петроглифов Ниязик, я обратил внимание на углубление треугольной формы в скале, которое показалось мне очень интересным и попросил водителя остановится. Поднявшись на верх к гроту, я был в восторге от увиденных на одной из стенок скалы следов палеолитической живописи. За короткое время пребывания в гроте, я сфотографировал рисунки, произвел некоторые измерения и небольшие раскопки, о которых хочу более подробно рассказать.
Грот находится на правом течении реки Мургаб, справа от дороги. Абсолютная высота грота 3560 м. над у.м. Треугольный грот располагается на высоте 25 м. от уровня долины и хорошо виден из дали. Ширина входа грота составляет 7 м, высота 6 м. Глубина грота составляет 6,5 м, но вглубь она сужается. При входе в грот на левой стенке имеются рисунки, сделанные красной минеральной краской. Читаются восемь вертикальных линий красного цвета. Длина линий 40-50 см, ширина самих линий 4-5 см. Рисунки читаются в двух местах на расстоянии одного метра друг от друга, которые образуют срелкообразные фигуры. Также на входе в грот я собрал два пластинчатых отщепа – орудий каменного века.
Грот Шахты II
После посещения Мадианской долины наш путь лежал в ущелье Куртеке-сай с целю визита именитого Грота Шахты – самой высокой точки в мире, где зафиксировано искусство. Об этом гроте я много читал в публикациях В.А. Ранова, который приводит подробнейшее описание рисунков, аналогии, и их значения для нашего региона. Для меня это было одним из сакральных мест, куда я давно хотел попасть и увидеть все своими глазами. На памятник Грота Шахты мы добрались очень легко благодаря тому, что можно, например, в приложениях для мобильных устройств задать поиск и просто следовать маршруту. Росписи на скалах Шахты, конечно, это нечто из ряда вон выходящее. Рисунки завораживают своим динамизмом и живостью красок. Интересующихся просим обратиться к многочисленным публикациям В.А. Ранова. Могу добавить, только то, что с момента их нахождения в 1958 году до сегодняшнего дня рисунки сохранились достаточно в хорошем состоянии.
Новый грот с росписями находится на расстоянии одного км. ниже Грота Шахты. Так как обнаруженные новые росписи находятся в непосредственной близости от Грота Шахты и на этом же хребте, я назвал новый пункт Шахты II.
Грот полуовальной формы, открыт на юго-запад. Грот находится на абсолютной высоте 3950 м. от у.м. Глубина грота 3 м., ширина 6 м. Высота грота 2,5 – 3 м. Рисунки нанесены на северной и западной стенах, хорошо читаются 4 фигуры. При входе в грот, слева нарисована самая крупная из сохранившихся рисунков фигура овальной формы. На расстоянии одного м, на самом углу хорошо сохранились две параллельные сравнительно узкие линии. В метре от этого, на этой же высоте хорошо сохранилось фигура похожая на букву “П”.
Безымянный грот у перевала
Грот открытого типа, находится на высоте 4150, не доезжая до перевала Джартыгубез. В центре, в нижней части скалы отчетливо сохранилась всего одна линия. Длина 15 см, ширина 3-4 см. Судья по следам изображения охватывали и большую площадь, но, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Значение открытых древних рисунков
На скалах, в пещерах и гротах археологи нередко находят древние рисунки, высеченные на камне, но изображения, сделанные краской, чрезвычайно редки, и относятся они к очень далеким от нас временам.
В Таджикистане, впервые наскальные росписи были обнаружены на Восточном Памире в 1958 г. археологической группой Памирской экспедиции АН СССР под руководством В.А. Ранова. В.А. Ранов считает, что наиболее вероятный возраст рисунков в гроте Шахты соответствует «времени появления первых (после оледенений) людей на Восточном Памире, что, вероятно, соответствует мезолиту — раннему неолиту».
Необходимо отметить, что обнаруженные более 60 лет назад росписи, находятся на высоте 4200 м. над у.м. и на сегодняшний день является самым высокорасположенным пунктом в мире, где зафиксировано искусство.
В.А. Ранов, основываясь на свои очень длительные исследования на Памире, а также ссылаясь на исследования К.В. Станюковича, предполагает, что Памирское плато «выросло по крайней мере на 500 – 800 метров».
Учёный делает главное заключение, что в связи с тем, что горы Памира были ниже, то и климатические условия здесь в прошлом были мягче и пригоднее для жизни. Обнаруженные новые рисунки дополнять археологическую карту Таджикистана новыми памятниками. Изучение новых пунктов наскального искусства поможет нам в понимании того как появилась и существовала жизнь в суровых условиях Памирского высокогорья 8000 лет тому назад.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены