Тибетские кыргызы – еще не исследованное большое дело

Тибетские кыргызы – еще не исследованное большое дело

Нижеследующая статья, очевидно, явится большой новостью для большинства кыргызов. Потому что о живущих на Тибете кыргызах знает разве что маленькая группа специалистов, а масса народа не то, чтобы знать, но и в мыслях не держит такого. 20 дней тому назад, где-то в начале июня, я побывал в западном Тибете и считаю правильным поделиться о поездке с читателями. Статья представляет собой лишь малый экскурс по основной информации. Возможно, если читателей заинтересует, в следующих номерах поделюсь своими мыслями более подробно.

 

Западный Тибет

Поездка на Тибет в этот раз отличается своим научно-исследовательским характером. До этого в 2011 году мы входили на Тибет через Непал, а через центральные и восточные части входили в провинцию Сычуань Китая. В то время была создана возможность побывать только в столице Тибета городе Л(х)аса. В этот раз кроме паломничества к всемирно известной священной горе Кайлас, расположенной на западном Тибете, нашей главной целью было разыскать и изучить жизнь тибетских кыргызов. В путешествие нас собралось 3 человека. Я впервые получил информацию о тибетских кыргызах в своей первой поездке, после чего понял необходимость организации специальной экспедиции для подтверждения информации. Однако по соображениям (небогатого) положения нашей научной общественности организация большой экспедиции представлялась маловероятной для наших реальных возможностей, и к тому же был риск по причине отсутствия вообще какой-либо информации.

 

Поэтому мы убедились – организация поездки может носить только частный характер. Западный Тибет считается закрытым регионом, в полной мере не обследованным, это огромное горное пространство до сегодняшнего дня хранит свою древность. Только сейчас начинают проводить в этот регион с компактным сельским населением инфраструктуру, регион осваивается, и самое время его присоединения к китайской развитой интеграции. Через этот регион проходит только одна сквозная транстибетская автомагистраль G-219, и мы на собственной «шкуре» ощутили, узнали, что это самая сложная горная опасная дорога в мире. Эта дорога расположена на высоте 5600 м над уровнем моря.

 

Данная трасса идет из Синцзянского города Каргалык до столицы Тибета Л(х)аса, протяженность3000 км. Сегодня Китай активно работает над реконструкцией этой трассы G-219, прогнозный срок завершения – 2014 год. Поскольку западный Тибет является регионом, опасным по конфликтам, пограничные заставы здесь работают в усиленном режиме. В 1962 году между Индией и Китаем произошел военный конфликт за район Аксай-чин, в итоге этот район попал в ведение Китая, однако до сего дня Индия не признает права Китая на эту территорию, по этой причине граница между Индией и Китаем в этом районе закрыта. Вот почему мы от Дарчена до Каргалыка прошли через жесткий контроль на 7 контрольно-пропускных пунктах. Следует сказать, в Тибет можно попасть только по специальному документальному разрешению (permit). В то же время истоки реки Раскем, протекающей через регион, милитаризованы, та земля считается полностью закрытой территорией. Итак, до сего дня граница между Индией и Китаем остается проблемной.

 

Тибет на китайском языке называется «Шизан», а местные жители называют его «Занзу» (в обоих случаях буква «н» произносится как носовая «н»). Мы вошли в западный Шизан через Кашгар, а точнее, на самолете прилетели в центр (столицу) Тибета Али (Shequanhe). Оказывается, этот авиарейс открыли только месяц назад, Китай впервые открыл авиасообщение с западным Шизаном, это большое событие, потому что если по всему Тибету есть аэропорт только в Л(х)асе, то теперь самолеты летают до Али. Расположенный в 60 км от города Али аэропорт оказался самой высокогорной взлетной полосой в мире для самолетов, его высота 4270 км. Не пройдя предварительной акклиматизации, сразу прилететь в этот аэропорт опасно для здоровья. Этим авиарейсом из Кашгара мы за 2 часа пролетели 5-дневный путь.

 

Кайлас

Единственным местом нашего пребывания в юго-западном Тибете была гора Кайлас. Упоминание о западном Тибете у всего мира сразу ассоциируется с горой Кайлас. Кайлас считается духовным центром 4-х мировых религий, священным местом для поклонения. Веками передаются различные мифы и легенды, сваязанные с этой горой. Кайлас расположена в форме пирамиды, обращенной четырьмя гранями на 4 стороны света. Для меня, увидевшего вблизи столь величественную гору, она оставила огромное незабываемое впечатление. Если один раз обойти Кайлас, то человеку простятся все его грехи в этом мире, также говорят, если обойти ее 108 раз, то человек достигает нирваны. Меня в общем-то это не заинтересовало, а главное – это издревле глубокая связь священной горы с исторической судьбой кочевого народа. Известный писатель Кенеш Жусупов в своей книге "Следы древности” повествует об этой горе Кайлас, говорится, что указанная священная гора со стародавних времен была известна кыргызам. В день нашего прилета из Кашгара мы тотчас наняли в городке Али машину джип и приехали в село Дарчен, расположенное прямо у подножья Кайласа. И в этот же день перед полнолунием мы взошли на гору Кайлас и утолили свою духовную жажду.

 

Бродя среди буддистских храмов, мы на своем кыргызском языке высказывали свои пожелания, мечты. Кто знает, возможно, мы пришли одними из первых кыргызов в это место, я не слышал о наших людях, приезжавших сюда до нас. А может быть, 2 тысячи лет назад так же кочевники приходили с паломничеством к священной горе Кайлас. И в этот раз священная гора тепло встретила потомков кочевников. О том, что юго-западный Тибет, где расположена гора Кайлас, был традиционным местом паломничества тюркских народов, сегодня раскрывают информационные источники (tengrinews.kz/science). А иначе неспроста у подножья Кайласа возникло озеро Манаса (манасоравар)? По моим предположениям, юго-западный Тибет входил в ареал становищ кочевников, их жизненное пространство. Поэтому неправильно отвергать историческую связь кыргызов как одного из древних кочевых народов с Тибетом. У местных тибетцев до буддизма Кайлас был увязан с религией «Бон», которая в свою очередь связана с культом синего неба, это напрямую указывает на мировоззрение кочевых народов.

 

Тибетские кыргызы

О тибетских кыргызах имеется только поверхностная информация, а по нашим данным, тибетские кыргызы в россыпь располагаются у южного подножья горы Куэнь-Лунь северо-западного Шизана вплоть до долины, где протекает река Раскем. Климат этой части Тибета сложный и высокогорный, здесь горный ландшафт будто застывший, в некоторых местах совершенно ничего не растет. Встреченные нами кыргызы построили дома на расстоянии 360-400 км от города Каргалык в сторону Тибета. Если выходить вдоль трассы G-219 из Каргалыка, перейти перевал Аккез даван в горах Куэнь-Лунь, и перейдя через перевал Чыраксалды (5012 м), то в долине реки Раскем и близким к ней горам кыргызы до сегодняшего дня пасут свой скот и ведут хозяйство. По словам местного шизанского кыргыза Абдлызкабыла байке, с которым мы познакомились, здешние кыргызы пришли не из Кызыл-Суу, он отметил, что они с древних времен живут на этой земле, считающейся землей предков. Вдоль трассы G-219 китайское правительство специально для кыргызов построило больше 20 домов в селе Шаншидифан. Такая забота китайского правительства для нас, безусловно, радостная новость. Когда мы сначала прибыли в село Шаншидифан и пришли к домам, строящимся для кыргызов, то самих кыргызов там не увидели. Однако, увидев у входа разостланный алакийиз, мы несказанно обрадовались, это была плата нам за тяготы тяжелой дороги, преодоление столь длительного пути. На наше счастье, мы встретили одного байке, он оказался вышеупомянутым Абдлызкабылом байке.

 

После обмена приветствиями, мы сказали: «Что-то не видно кыргызов?» Он ответил: «Все в горах пасут скот». Значит, надеемся, кыргызы придут в готовые дома. По словам байке, тамошние кыргызы происходят из рода ичкилик, в их горный айыл можно попасть только на тракторе или мотоцикле. В действительности, в тяжелых климатических условиях Тибета жизнь кыргызов тяжела и скромна. По подсчету этого человека, в Шизане в общей сложности проживает 3 тысячи кыргызов, но эта цифра тоже требует уточнений. Живущие здесь кыргызы не роднятся с занзу, ханзу, уйгурами, монголами. Они живут по настоящим кыргызским обычаям, со своим языком. При разговоре некоторые слова становятся непонятными, то ли некое переплетение с уйгурским, то ли смешанные с языком ханзу, я не понял. Однако, по сравнению с кыргызами Кыргызстана, они говорят чисто на кыргызском языке. Главным образом хозяйство связано с животноводством, держат овец, яков. В одной семье насчитывается по 300-400 голов овец. Мы не смогли подробнее поговорить с Аблызкабылом байке, воспрепятствовали китайцы, контролирующие стройку домов, запретили разговаривать, чем сильно огорчили своими ограничениями, заметившие это охранники забрали мой паспорт, дошли до проведения допроса, они, видимо, решили, что мы шпионы. В конце концов мы избавились от них, сказав, что мы родственники, просто поздоровались.

 

После прощания с кыргызским родичем, мы направились в сторону Каргалыка. Чуть погодя натолкнулись на каменные дома кыргызов на берегу реки по ту сторону дороги, повезло нам. Нам рассказали, что в этих каменных домах у подножья горы живут 3 семьи. Местечко называется Шайдылда, и они подтвердили, что эта земля является их родиной с древних времен. В этом регионе кыргызы проживают вдалеке друг от друга в таких же каменных домах в местностях под названиями Кубо, Динкыр и другими кыргызскими названиями. По характеру вежливые, гостеприимные, очень выдержанные, уравновешенные. При удивлении они не разевают рты, у них установленная жизнь, подчинены судьбе. Несмотря на трудные условия жизни, трудные горы Шизана, сухой воздух, высокогорье, они до мозга костей обжились и привыкли. Появляется вопрос: с каких времен кыргызы переселились на Тибет? Есть 2 версии: первая - в 18 веке во времена маньчжурского императора Цинь Луньдуня в империи Цинь китайцы разрушили джунгарское ханство, захватили Кашгарию, завладели нынешней территорией Шинзан, и вероятно, кыргызы были специально переселены на Тибет с оборонительной целью. Вторая - вполне возможно, что кыргызы попали туда в 9 веке во времена Великого кыргызского государства.

 

Однако этногенетическая историческая и культурная связь кыргызов с Тибетом могла установиться еще в 1-м тысячелетии. В трудах известного этнографа, кыргызоведа С.М.Абрамзона отмечается: «Когда кыргызов жалила змея или насекомое, они использовали заклинание: «Изыди на озеро Кокунор, изыди в дикие пустынные степи». Речь идет о ныне расположенном у северо-восточного подножья Тибета, в провинции Цинхай озера Кукунор. А.Н.Бернштам также отмечает существование исторических документов о живших в 8-9 веках кыргызских родах, живших у подножья Тибета. А по исследованиям лингвиста С.Е.Малова, лобнорский язык напрямую произошел от древнего кыргызского языка. Короче, кыргызы населяли земли с запада - северный Кашмир, Каракорум, Такла-Макан, с севера – Хотлан, Лобнор, Кокунор, с юга – Аксай-чин, вдоль реки Раскем по гребню горы Куэнь-Лунь. Тибетские кыргызы до сих пор не исследованная большая тема, какая бы об этом не была информация, она считается ценной. В своих двух путешествиях я заметил ряд схожих этнографических признаков между Тибетом и Тянь-Шанем. Поэтому я считаю, что вышесказанные короткие и поверхностные факты все же являются моим вкладом в исследование шизанских кыргызов. Таким образом, мы достигли цели, разыскали и своими глазами увидели тибетских кыргызов. Говоря иначе, проложили дорогу, для всех открыли связи в будущем…

 

газета «Кок Асаба» № 12

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены