Воспетый альпинистами Памир – это не только ледяные пики и жаркие долины у их подножия. Это еще и холодное, сухое нагорье, как бы парящее на четырехкилометровой высоте. Тепла здесь немногим больше, чем на соседних ледниках. Зато влаги дефицит. Из той малости осадков, которая выпадает в нагорье, девять десятых сыплется снежной крупой. Ее быстро сметает ветер.
Сухая, беззащитная почва растрескалась на многоугольники. Редкие растения нигде не создают сплошного ковра. Нет ни саксаула, ни итсигека. Тут у предела жизни растет только их собрат – серый терескен. Голубовато-серые кучки его кустиков разбросаны по голой почве. От своих упомянутых родичей терескен отличается уже тем, что у него есть листья. И довольно заметные. От лишнего испарения защищены густым войлоком разнообразных волосков. Кажутся серо-голубыми, пушистыми. Вся памирская живность их очень любит: зайцы, кийки и горные козлы-архары. Не прочь полакомиться и домашние козы, овцы и верблюды. Правда, часто они чересчур назойливы. Тогда терескен исчезает. Сохраняется в глухих скалах, куда не могут проникнуть четвероногие.
Высотой терескен может быть по пояс и даже в рост человека. Но только не на Памире. Здесь он ниже итсегека. От почвы поднимается сантиметров на двадцать. Ботаники шутят: терескен растет не ввысь, а вбок. Отчасти это верно. Кустик со множеством веточек с годами ширится. Под землей соответственно утолщается каудекс – стеблекорень. Он деревянистый и у старых кустов в виде короткой доски. Размером с книгу средней величины. Из-за каудекса кое-где на Памире весь терескен извели на топливо. Пришлось запретить и завозить уголь со стороны. По этому поводу профессор О. Агаханянц поведал забавную историю.
Памирцы однажды запросили в центре леса для строительства. Им ответили: чем топите? Терескеном? Ну так и стройте из него! Невдомек тем хозяйственникам, что каудекс терескена не больше той доски, на которой хозяйки в кухне режут мясо и крошат овощи. Они представляли себе терескен деревом с толстым стволом. Если бы они видели терескен в пустыне: маленький, жалкий. Всходы появляются редко, лишь во влажные и теплые годы. Погибают массами. Выживают те, что оказываются под взрослыми кустами терескена. Когда подрастут, под их защитой появится новый молодняк. Большой куст кажется единым растением, а на самом деле это целое сообщество, где и стар и млад. Бывает и так, что всход терескена находит пристанище в рыхлой и теплой подушке акантолимона из семейства свинчатковых. Удачное соседство спасает ему жизнь. Так и растут вместе до старости: акантолимон и терескен.
Итак, в холодной пустыне Памира терескен выглядит не блестяще. Плодоносит редко. Растет медленно. Однако если разобраться в его образе жизни, окажется, что этот кустарничек чуть ли не процветает в холодных горах.
ТЕРЕСКЕН
Далеко, под снегами нетающих шапок,
Коммунизма и Ленина пики стоят...
Я люблю терескена особенный запах,
И с Памира его привезла в Москвабад.
Пусть растёт возле дома, по месту прописки –
Мне восточную душу он будет ласкать...
Путь от родины прежней проделал неблизкий,
Но верблюдам и зайцам его не достать!
Проживаю с семьёй я в столице отныне,
Не Марьям, а Марусей все дочку зовут.
Терескен отличить от российской полыни
Не сумеет никто, нет ботаников тут.
Бабка Ёшка
PS
Терескен – это кустарниковое растение, произрастающее на Восточном Памире на высоте 3500 - 4200 м над уровнем моря. В связи с суровыми климатическими условиями, воспроизводство биомассы кустарников является очень низким (0,15 т / га), что ведет к низкому уровню восстановления. Терескен является основным растением в кустарниковых степях и важной частью пустынной растительности в этом регионе.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены