Улуу Памир: с родиной в сердце.

Улуу Памир: с родиной в сердце.

Почти век обитания вне пределов Отечества не выветрил из памяти ванцев язык, обычаи предков. Они такие же, как мы, … но другие

 

Судьба ванских кыргызов, которые называют себя памирскими, сколь интересна, столь и драматична. Не смирившись с установлением Советской власти на территории нынешней Горно-Бадахшанской области Таджикистана, они вместе со своим предводителем – ханом Джапаркулом — покинули Родину. После этого несколько раз сменили страну проживания: Афганистан, Пакистан, теперь – Турция. Недавно в провинции Ван, где они расселены, побывала историк-антрополог, доктор исторических наук Чолпон Турдалиева. Почти век обитания вне пределов исторической Родины не выветрил из памяти ванцев язык, обычаи предков. Но все-таки они другие…

 

- Чолпон, как вы оказались в Ване?

 

- Вместе с группой студентов мне посчастливилось отправиться в качестве руководителя антропологической практики в Турцию. Темой нашего исследования было «Изучение своей и другой идентичности». Каждый из ребят имел собственное задание: кто-то познавал идентичность кыргызов — трудовых мигрантов в Стамбуле, а кто-то — концепцию закрытости у женщин-мусульманок Стамбула, влияние религиозной и светской философии Фетхуллаха Гулена на Srodin serdse 2кыргызских студентов, роль и место наших соотечественниц в торговом бизнесе с Турцией, сходство и отличие татаров Стамбула в сравнении с татарами Бишкека. Одной из студенток и мне самой хотелось глубже узнать бытие кыргызской диаспоры: как они жили в прошлом и как живут сейчас, как адаптируются к Турции, сохранили ли свою этно-культурную идентичность? И мы отправились в восточную часть Турции, в район озера Ван, где в селе Улуу Памир компактно проживают соотечественники. Добраться до них в принципе совсем просто. От Стамбула до Вана около двух часов полета и от Вана до Улуу Памира около 45 минут езды на автомобиле. Когда прибыли на место назначения, оно напомнило Нарынскую область: горы, климат и очень свежий воздух. А улуупамирцы своим гостеприимством очень похожи на нарынчан.

 

- Где вы остановились?

 

- Я уже упомянула, что улуупамирцы очень радушные, встречали меня тепло, как свою родственницу. Еще до приезда буквально каждый в селе знал, что к ним из Кыргызстана едет исследователь. Любой новый человек воспринимается в Улуу Памире как носитель свежей информации. Все живо интересовались Кыргызстаном и происходящими в нем событиями. Проживала я в семье Борко, у которого четверо детей. Если бы я вздумала протянуть ему деньги за кров и питание, то он был бы оскорблен и унижен. Когда до Srodin serdse 3отъезда в Стамбул оставались считанные секунды, жена Борко протянула мне 50 турецких лир со словами: «Мы вас не совсем богато и сытно кормили». Когда я начала отказываться, они стали обижаться. Чтобы не задевать их чувства, я взяла эти деньги и подарила их же 5-летнему сыну.

 

В опубликованных заметках об истории бегства предводителя мургабских кыргызов Джапаркула и его сородичей много противоречивой информации. Некоторые авторы утверждают, что сначала они отправились в Синьцзян, где проживали до начала 40-х годов, и, мол, война Японии с Китаем вынудила их перебраться в Афганистан. Пишут также, что после революции 1978 г. в Афганистане сын Джапаркула – Рахманкул, которого после смерти отца провозгласили ханом всех афганских кыргызов, — Srodin serdse 4попросил предоставить им убежище на Аляске, но Штаты ответили отказом. А по другой версии, США предложили ему Аляску, но он сам вежливо отказался.

 

Что вам на самом деле известно об истории ванских кыргызов?

 

- Как рассказал нам бывший помощник Рахманкула 89-летний житель Улуу Памира Айтмухаммед Турсун, согласие властей США на предоставление кыргызам убежища пришло, однако те отказались от него, т.к. в религиозном и этнокультурном отношении стать гражданами Турции было стратегически комфортно и важно. Документ, присланный из Штатов, по словам Айтмухаммеда Турсуна, хранится у потомков хана Рахманкула.

 

Srodin serdse 5В 1979 году кыргызы были вывезены из Пакистана в Турцию, а в 1982 г. размещены в ее восточной части. Здесь им построили двухэтажные дома: внизу — хлев для скота, а наверху – три жилые комнаты. На сегодня многие дома реконструированы, и первые этажи переделаны под жилье.

 

Несмотря на то что сообщение Кыргызстана с ванскими кыргызами осуществляется как на формальном, государственно-политическом, так и на неформальном, народном, уровнях, оно нерегулярно и порой неэффективно. Информация об этих людях, включая публикации и состоявшуюся в прошлом году выставку «Уникальное путешествие», весьма скудная. И это подтверждает тот печальный факт, что диаспорология в стране практически не развивается.

 

Srodin serdse 6- Имеют ли отношение к Рахманкулу живущие сегодня в афганском Памире кыргызы? В одной из справок написано, что, когда Турция предоставила кыргызам убежище, часть из них, примерно 50 семей во главе с Абдурашид-ханом, вернулась на Памир. Так ли это?

 

- Да, эта связь имеется. Как ванские кыргызы, так и те, что расселены в афганском Памире, происходят из крупных племен тейит, кесек, найман, бостон. Как рассказали пожилые улуупамирцы, не все пожелали покидать привычные места в Вахане, где до сих пор проживают потомки хана Абдурашида и обитание которых совсем недавно описано кыргызстанскими журналистами Улугбеком Бабакуловым и Эгамберды Кабуловым. Вероятно, племенной вождизм и сепаратизм и стали причинами Srodin serdse 7разделения памирских кыргызов. Одни стали искать лучшей доли на просторах Турции, другие остались в Афганистане.

 

- Как выглядят окрестности озера Ван, село Улуу Памир?  Не сам ли Рахманкул назвал его так в память о Памире?

 

-Озеро Ван – великолепно-спокойно. Я бы сказала, своим природным достоинством оно поистине завораживает. Похоже на Иссык-Куль, но воды более синие, темные. Такое впечатление, что озеро, молча и неторопливо перекатывая свои волны и камни, мечтает и созерцает жизнь людей. Название села выбрано не случайно. Улуу Памир ассоциируется с прежней Родиной — Памиром — на территории Таджикистана и Афганистана.

 

- Почему Турция предоставила беженцам для проживания именно провинцию Ван?

 

- Расселение в этой части страны было не случайным. Во-первых, Ван — наиболее удобен для занятия полукочевым скотоводством, а во-вторых, кыргызы исполняли роль живого щита и защиты турецких граждан от курдских сепаратистов, активность которых с 70-х годов резко возросла. Как раньше, так и сейчас выдвигаемые курдами требования варьируют от признания культурной автономии до предоставления полной независимости. В-третьих, в Srodin serdse 8юго-восточной части Турции, которую еще называют турецким Курдистаном, наиболее низкая в стране плотность населения, особенно по сравнению с западным регионом. Так, по данным французского ученого С. Эдмунза, если в 1985 г. в целом в Турции на 1 кв. км приходились 66 человек, то в курдских районах — 46. Комплекс известных и неизвестных факторов в итоге вызвал расселение памирских кыргызов именно в провинции Ван. Несомненно, в архивах Турции есть документы, которые могли бы пролить больше света на эту историю. Учитывая, что отношения между нашими странами развиваются и укрепляются, хотелось бы, чтобы расширилось и сотрудничество в научно-исследовательской сфере. Можно было бы издать совместные труды об истории не только миграции кыргызов в Турцию, но и тюркской эпохи, Османской империи и т.д.

 

- Пострадал ли Улуу Памир от сильного землетрясения, которое произошло в октябре 2011 года, и, вообще, ощущаются ли в провинции Ван его последствия?

 

- В Улуу Памире о нем напоминают железные палатки-гаражи с эмблемой Красного Креста и Полумесяца. Судя по воспоминаниям жителей, их двухэтажные дома не пострадали так сильно, как многоэтажные здания в близлежащей местности и городах Вана. По дороге в село можно увидеть, как идут восстановительные работы в зоне бедствия. В течение полутора лет возведены современные многоэтажки. У ванских кыргызов есть свои строители, которые восстанавливают жилье. Во время моего пребывания там несколько домов находились в стадии ремонта и реконструкции. Деревянные окна меняются на пластиковые, стены в ногу с евроремонтом отделываются «под яйцо», и эти изменения, безусловно, отражают социальную и имущественную дифференциацию диаспоры. Дома сыновей хана Рахманкула выглядят более богато, чем простых ванцев.

 

- На каком языке вы разговаривали с ванцами? Сильно ли отличается их речь?

 

- Мы беседовали на кыргызском, и меня сбивали с толку лишь некоторые слова. А в целом говор ванцев напоминает речь наших южных кыргызов.

 

- Кто из важных государственных персон Кыргызстана бывал в Улуу Памире? Какой помощи, поддержки ждет от исторической Родины местное население?

 

- В беседах с нами ванцы вспоминали как визит Акаева, так и недавний приезд Турсунбая Бакир уулу. Прежде всего они ожидают от нашей страны поддержки в обучении детей родному языку и культуре. В частности, хотят, чтобы молодежь научилась играть на комузе. Угроза исчезновения языка – архиважная проблема для ванских кыргызов. Дома они разговаривают со своими детьми на кыргызском языке, но в школе обучение ведется на турецком. Поэтому в разговорной речи подрастающего поколения немало турецких неологизмов.

 

- Какие традиции соблюдают ванцы?

 

- За пять дней пребывания невозможно увидеть все традиции, но поскольку меня интересовали свадебно-семейные обряды, то кое-что удалось увидеть и прояснить. В результате миграции и последующей ремиграции из Афганистана в Пакистан и затем в Турцию, а также под влиянием глобализации произошли значительные изменения. Например, на Памире практиковались как моногамия (единобрачие), так и полигамия (многобрачие), которая чаще наблюдалась среди родоплеменной кочевой элиты. В частности, у хана Рахманкула было четыре жены. Поскольку первая оказалась бездетна, то он женился во второй раз, затем в третий и четвертый. Однако жизнь в условиях Пакистана, ставшего на короткое время убежищем, повлияла на расклад. Непривычно жаркий климат, прекращение кочевого хозяйства, обнищание, эпидемии, высокая смертность среди рожениц и младенцев привели к сокращению полигамных браков. После миграции в Турцию таковые практически исчезли. Во всяком случае, из опрошенных нами женатых мужчин никто не имел более одной жены. Но дело не только в экономических факторах. Женщины стали увереннее в своих правах. К примеру, четвертая жена хана Рахманкула не дала ему согласия на пятый брак. Кроме того, по законодательству Турции многоженство запрещено. Однако в разговорах мужчин все же звучала некая ностальгия: мол, многоженство являлось древней кыргызской традицией, и жаль, что отсутствие материального достатка не позволяет жениться во второй раз.

 

Практически исчезли и ранние браки. Во-первых, Гражданский кодекс Турции запрещает замужество и женитьбу ранее 17 лет, во-вторых, национальная программа по здравоохранению преду-сматривает комплекс мер по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи. В среднем в Улуу Памире выходят замуж в 18-23 года, а женятся в 20-26 лет. Молодых мам после рождения одного-двух детей обучают планированию семьи и бесплатно раздают им средства контрацепции. Все больше памирских-ванских девушек и парней женятся не по договоренности родителей, а по любви. Кстати, ни один из опрошенных нами улуупамирцев не припомнил случая, чтобы кто-то умыкнул невесту - это считалось бы позором не только для семьи, но и для всего рода и племени. Таким образом, подтверждается мнение ряда исследователей, что похищение невесты никогда не являлось у кыргызов традицией и по сути это серьезное преступление.

 

Памирские кыргызы заключали и продолжают заключать браки между племенами – т. е. экзогамные, что в целом органично связано с их родоплеменной структурой. Однако брак внутри племени запрещается. В связи с миграцией в другие города Турции и даже страны (в Кыргызстане, например, проживают и учатся 8 этнических кыргызов из Турции) брачный рынок расширяется. К слову, несколько памирцев женаты на кыргызках из Кыргызстана и турчанках. Но в основном это касается ребят. Очень немногие из памирских девушек выходят замуж за мужчин из Кыргызстана или турков. Как правило, семьи создаются в пределах родового гнезда, т.е. с. Улуу Памира.

 

- За счет чего ванцы содержат семьи?

 

- Основные источники доходов в Улуу Памире — полукочевое скотоводство, строительство, ремонт и несение мужчинами военной службы. Семьи, проживающие в Стамбуле, заняты в торговле, цехах по выделке кожи, изготовлению различной фурнитуры для верхней одежды.

 

- Что больше всего поразило вас в Улуу Памире?

 

- Их жизнь отличается от нашей. В наших селах не проявляют такой заинтересованности к человеку и особенно к информации, которую он несет. О сходстве природы Вана с Нарыном и Иссык-Кулем я уже сказала. Поразила также постоянная готовность ванцев быть полезными мне. Во время интервью и передвижения от одного дома к другому меня сопровождали и дети, и взрослые — в общем, недостатка в эскорте не ощущалось. Дефицит внимания со стороны Кыргызстана, природная жажда ванцев постигать новое и знакомиться с новыми людьми, уже имеющийся опыт общения с исследователями из других стран (за день-два до моего приезда в селе побывал Назиф Шахрани, профессор Индианского университета в Блумингтоне) явились причинами глубокого понимания и поддержки нашего исследования.

 

- В начале 2012 года, когда Президент А. Атамбаев нанес визит в Турцию, многие СМИ сообщили о том, что с ним встретился представитель ванских кыргызов Касымбек Варол Шакир уулу, который попросил содействия в возвращении на историческую Родину. Действительно ли они хотят вернуться?

 

- Сильного желания эмигрировать в Кыргызстан я не заметила. Ванцы живо интересуются нашей жизнью и даже смотрят по вечерам ЭлТР, но не особо жаждут перемен места жительства.

 

- Вы были в Турции как раз тогда, когда бушевал Таксим. Как реагировали на происходящее в центре страны ванцы? Как вообще они относятся к властям Турции?

 

- За два дня до нашего отлета домой разразились почти революционные события в Стамбуле. Выступления против Эрдогана переросли в серьёзные столкновения с полицией и антиправительственными силами. В целом ванские кыргызы не критикуют турецкую власть, а, напротив, испытывают к стране большую любовь и верные патерналистские чувства. Как старшее поколение, так и младшее постоянно выражают одну и ту же мысль: «Турция дала нам Родину, она приютила нас и вернула к жизни».

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены