В восточной части Турции, недалеко от озера Ван, живут этнические кыргызы, потомки мургабских кыргызов Появление кыргызской диаспоры в Турции, которая насчитывает сегодня около 3 500 человек, имеет неординарную историю, связанную с именем хана Рахманкула.
Жалеют ли эти люди о том, что когда-то покинули землю предков, став народом-диссидентом? Каково живется им сегодня в стране, которая в рамках так называемого нового османизма реализует политику этнического и религиозного плюрализма? Какие проблемы их волнуют и каким образом они адаптируются к процессам современной глобализации? На эти и другие вопросы нам удалось найти ответы во время антропологической практики студентов 3-го курса АУЦА, прошедшей в конце мая-начале июня в Турции. Поездка стала возможной прежде всего благодаря непосредственной поддержке администрации и президента университета Эндрю Вахтеля. Местом компактного проживания потомков Рахманкула и перебравшихся вместе с ним из Пакистана племен является с. Улуу Памир, которое находится в восточной части Турции, а точнее, в районе знаменитого озера Ван. Посетив их селение и дома, мы поймали себя на мысли, что именно здесь зримо и незримо столкнулись две цивилизации: традиционно-архаичная и современно-индустриальная. С одной стороны — кочевье, запах навоза, обряды, одежда и даже говор (когда ванцы вели речь на кыргызском языке), а с другой - дома с евроремонтом, компьютер, Интернет, знание турецкого языка… Вместе взятое, это отражает картину как будто бы безобидного столкновения двух миров. Однако миграция из села, отсутствие работы, пессимистическое настроение молодежи как раз-таки являются последствиями все же болезненного притирания друг к другу старого и нового.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Рахманкул (1913-1990 гг.) — сын Джапаркула, бывшего тысячника кокандского хана Худояра. Не смирившись с приходом Советской власти, Джапаркул увел большую группу кыргызских племен, проживавших на территории нынешней Горно-Бадахшанской области Таджикистана, в так называемый Ваханский коридор Афганского Памира. В 1938 году, после смерти отца, Рахманкул был провозглашен ханом всех афганских кыргызов. В 1964 году он стал почётным членом Лойя Джирга — парламента Афганистана, тогда же получил должность шахского наместника. Владел несметными стадами овец, яков, лошадей и верблюдов, контролировал также караванные пути и торговлю через Афганский Памир. После революции 1978 г., когда страна взяла курс на построение социализма, Рахманкул, опасаясь коллективизации и репрессий, вместе с поддерживавшими его людьми бежал в Пакистан. Оттуда вместе с семьей и окружением (около 300 семей) перебрался в 1982 г. в Турцию, которая предоставила им политическое убежище и поселила в провинции Ван. Роль хана Рахманкула в истории Кыргызстана оценивается по-разному. Одни исследователи называют его “разрушителем целостности народа” и “антигероем”. Другие, напротив, считают правителем с высоким чувством ответственности. Правительство Кыргызстана приняло решение отметить в этом году его 100-летие на государственном уровне, планирует провести осенью большую международную конференцию, посвященную ему. Для этнических кыргызов Турции их хан является бесстрашным героем и мудрым вождем. Переступая порог их домов, в первую очередь слышишь имя Рахманкула, его фотографии висят на почетном месте. Атавизм родоплеменного вождизма проявляется и в том, что, когда мы посетили кыргызскую семью в Стамбуле, туда пришел один из сыновей Рахманкула, и все родственники, включая женщин, поочередно стали целовать ему руку.
В Турции кыргызскую диаспору называют "памирскими кыргызами". Так именуют себя и они сами, что, по их мнению, наиболее точно отражает корни. Определение "ванские кыргызы" они воспринимают несколько по-иному, так как озеро Ван не является родиной предков. Курды, ближайшие соседи, называют их "афганскими кыргызами", что вызывает у памирцев негодование. Они считают, что те делают это намеренно. Однако, как отмечали в разговоре с нами жители Улуу Памира, сегодня неприязнь между ними и курдами заметно уменьшилась в связи с более стабильной политической обстановкой и торговлей. К примеру, курды покупают у кыргызов овец и молоко. По данным мухтара (главы сельской управы) Касымбека Варол Шакир уулу, на январь 2013 г. в Улуу Памире проживали 1 713 человек, из них 864 — мужчины, 849 — женщины. За последние три года численность жителей сократилась на 487 человек, и причиной тому являются следующие обстоятельства. Во-первых, отсутствие стабильной работы. Если раньше основными занятиями населения были скотоводство и несение военной службы по защите границ от курдских сепаратистов, то сегодня в связи с урегулированием вопросов безопасности и снижением угрозы курдского терроризма кыргызские стражи мира в восточной части Турции стали не особо востребованны. Около десятка семей занимаются разведением скота, которого не так уж и много в индивидуальном хозяйстве. К примеру, одна семья имеет около сорока овец, и одна — две коровы. Ванские кыргызы, а точнее памирские, уехавшие в Стамбул, Анкару и Малатию, в основном заняты мелкой торговлей или в цехах по выделке животноводческого сырья и изготовлению фурнитуры для верхней одежды.
ВЗГЛЯД
В истории нашего Отечества есть люди, поступки которых меняли жизнь и мировоззрение многих. К таковым, на мой взгляд, можно отнести и хана Рахманкула. Он выбрал то, что счел меньшим злом для народа и себя самого. "Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу", — говорил Мао Цзэдун. В поисках свободы Рахманкул действительно дал сородичам и будущему поколению возможность строить собственное будущее, свою "ветряную мельницу".
Чолпон Турдалиева.
Столкновение цивилизаций очевиднее всего отражается в брачно-семейной сфере. В результате миграции и последующей ремиграции из Афганистана в Пакистан и затем в Турцию, а также под влиянием глобализационных процессов традиции претерпели значительные изменения. На Памире практиковались два типа брака — моногамия (единобрачие) и полигамия (многобрачие), хотя последняя чаще наблюдалась среди родоплеменной кочевой элиты. Так, у хана Рахманкула были четыре жены. Поскольку первая оказалась бездетной, то он женился во второй раз, затем в третий и четвертый. К примеру, супруга старшего сына Рахманкула от второй жены — Тургун-апа, 67 лет проживающая со своими детьми и внуками в Стамбуле, вышла замуж в 15 лет. В кочевом патриархальном обществе и в условиях отсутствия домашнего рабства кыргызская женщина являлась основным работником в хозяйстве. С другой стороны, через полигамию проявлялись власть и могущество мужчины, мужское эго. Количество жен усиливало социальный статус хана, и его жены в определенной мере были такими же атрибутом власти, как белая кошма, на которой восседал сам правитель. Кроме этого, через жен обеспечивалась связь с многочисленными родственниками и сородичами. В целом у кочевых кыргызов многоженство являлось особой стратегией выживания и развития экономики и общества. Однако жизнь в условиях Пакистана, ставшего на короткое время убежищем, повлияла на расклад. Непривычно жаркий климат, прекращение кочевого хозяйства, обнищание, эпидемии, высокая смертность среди рожениц и младенцев привели к сокращению числа полигамных браков. После миграции в Турцию таковые практически исчезли. Во всяком случае, из опрошенных нами женатых мужчин никто не имел более одной жены. Но дело не только в экономических факторах. Женщины стали увереннее в своих правах. К примеру, четвертая жена хана Рахманкула не дала ему согласия на пятый брак. Кроме этого, по законодательству Турции многоженство запрещено. Однако в разговорах мужчин все же была некая ностальгия: мол, многоженство являлось древней кыргызской традицией и жаль, что отсутствие материального достатка не позволяет жениться во второй раз.
Практически исчезли и ранние браки. Во-первых, Гражданский кодекс Турции запрещает замужество и женитьбу ранее 17 лет, во-вторых, национальная программа здравоохранения предусматривает комплекс мер по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи. В среднем в Улуу Памире выходят замуж в 18-23 года, а женятся в 20-26 лет. Молодых мам после рождения одного-двоих детей обучают планированию семьи и бесплатно раздают им средства контрацепции. Как отмечает министр здравоохранения Турции: "…индикаторы репродуктивного здоровья в стране отражают тот факт, что уровень смертности детей на первом году жизни в прошлом прогрессировал (к примеру, в 1960 году на 1 000 детей приходилось 200 смертей). Теперь — 20 смертных случаев на 1 000 детей". Особенно высоким был уровень смертности среди детей и рожениц в юго-восточной части страны, включая районы, где проживают кыргызы. Как женятся и выходят замуж памирские-ванские девушки и парни? Если жители старше 45-50 лет в основном заключали брак по договоренности родителей, то среди их односельчан 30-35 лет есть случаи создания семей как по решению родителей, так и по любви. А из восьми опрошенных нами семей 18-28 лет только в двух из них выбор сделан родителями. Ни один из улуупамирцев не припомнил случая, чтобы кто-то умыкнул невесту, - это считалось бы позором не только для семьи, но и для всего рода и племени. Таким образом, подтверждается мнение ряда исследователей, в том числе американского профессора Рассела Клейнбаха, радикального противника алакачуу, что похищение невесты никогда не являлось традицией у кыргызов и по сути это серьезное преступление. Наряду с браком по согласию родителей, а также по собственному выбору и любви у памирских кыргызов практиковались браки по решению самого Рахманкул хана. Мы встретили две семьи, которые были созданы по его воле.
Памирские кыргызы заключали и продолжают заключать браки между племенами, т. е. экзогамные, что в целом органично связано с их родоплеменной структурой. Однако брак внутри племени запрещается. В связи с миграцией в другие города Турции и даже страны (в Кыргызстане, например, проживают и учатся 8 этнических кыргызов из Турции) брачный рынок расширяется. К слову, несколько памирцев женаты на кыргызках из Кыргызстана и турчанках. Но в основном это касается ребят. Очень немногие из памирских девушек выходят замуж за мужчин из Кыргызстана или турков. Как правило, семьи создаются в пределах родового гнезда, т. е. села Улуу Памир. В целом поездка в Ван располагает к выводу, что кыргызы в Турции, пусть немногочисленные, стараются сохранять свою этнокультурную идентичность, включающую язык, одежду, пищу, традиции и обряды. Но в условиях миграции молодежи, влияния городской культуры, Интернета и т. д. сохранять и передавать все это становится все труднее.
Чолпон ТУРДАЛИЕВА, доктор исторических наук, профессор АУЦА;
Айжамал МАРАТ, студентка магистратуры Стамбульского университета.
Фото Чолпон ТУРДАЛИЕВОЙ.
Слово Кыргызстана 13.07.2013
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены