Более девяти тысяч детей переселенцев из числа этнических кыргызов, переехавших с родителями в Кыргызстан из других стран по государственной программе "Кайрылман", не имеют кыргызского гражданства. Правовой казус этой ситуации в том, что у их родителей есть гражданство Кыргызстана, а дети - лица без гражданства со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению, это не единственная проблема, с которой сталкиваются дети переселенцев среди этнических кыргызов. Зачастую детские проблемы остаются в тени взрослых.
"Некоторые родители по неизвестным нам причинам не включают всех своих детей в списки при подаче документов на кыргызское гражданство. У других отсутствуют свидетельства о рождении, часто это просто справка о факте рождения, выданная в родильном доме. Они затягивают своевременную подачу документов до достижения ребенком 16-летнего возраста, а после их дети попадают под действие других правил, и мы не в силах помочь им, потому что таковы требования действующих законов.
Для того чтобы решить эту проблему детей переселенцев, нужно политическое решение главы государства по их амнистированию. Тем более, согласно статье 64 Конституции КР, у президента страны есть такие полномочия", - считает заведующая отделом по работе с кайрылманами и беженцами Государственной службы миграции КР Жыпар Мамбетова.
Иначе эти дети, которые по закону уже совершеннолетние, будут вынуждены выехать обратно в Таджикистан или Узбекистан, там встать на учет, а потом снова обращаться за кыргызским гражданством. А так как у них нет никакого гражданства, все это выглядит как авантюра. Из-за беспечности и равнодушия взрослых страдают дети. При этом у каждого переселенца своя правда, и каждая такая история кажется невероятной из-за не поддающегося логике бюрократизма. "Я не могу получить паспорт для своей дочери. С мужем мы давно разведены, еще до приезда в Кыргызстан. Но у дочери требуют справку от отца, который живет в Узбекистане, с которым мы не поддерживаем связь уже больше десяти лет. Где мне его искать?" - задается вопросом Зухра.
По словам лидера общественного фонда по защите прав переселенцев "Кызматташуу KG" Зайнидина Тагаева, у переселенцев до сих пор есть определенные проблемы даже по так называемой упрощенной процедуре получения гражданства и свидетельства о рождении, а также в адаптации детей. "В регионах немало случаев, когда детей переселенцев по надуманным причинам не брали в школу, часто мотивируя это тем, что якобы они не знают языка. В некоторых школах даже устраивали отдельные классы для так называемого выравнивания, когда в одном классе учились дети с первого по шестой класс. Такие методы образования делали их изгоями, многие подростки из-за этого бросили школу и больше не учились. Кому охота так учиться, когда твои ровесники в других классах, а тебя унижают таким образом. Вряд ли это способствовало их интеграции в местное сообщество, скорее наоборот", - отмечает Зайнидин Тагаев.
Согласно правительственной программе "Кайрылман" по оказанию содействия этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызстан, и кайрылманам на 2017-2022 годы, Министерство образования и науки КР напрямую было обязано содействовать в организации курсов по изучению кыргызского и русского языков для скорейшей адаптации переселенцев, в особенности детей. Но ничего этого на практике не было и нет.
Зайнидин Тагаев призывает, пока не поздно, уделить особое внимание интеграции именно детей переселенцев, потому что за ними будущее, им легче влиться в местное сообщество в силу возраста. "Пока их родители пытаются получить кыргызское гражданство или оформить статус кайрылмана, у них проходит детство. Они ничего не видят, не знают, отчего еще больше находятся в уязвимом положении. Если так будет продолжаться, социальная самоизоляция переселенцев будет только усиливаться", - предупреждает Тагаев.
Многие родители среди главных причин переезда в Кыргызстан называли беспокойство за будущее своих детей. В Узбекистане и Таджикистане этнические кыргызы не могут в полной мере реализовать свои права, с каждым годом в этих странах сужается сфера использования кыргызского языка, что сказывается на культурном и этническом развитии кыргызов, компактно проживающих в этих странах.
"Этнические кыргызы вынуждены жертвовать своим нажитым имуществом, социальным статусом и покидать обжитые места с надеждой на лучшее будущее для их детей в Кыргызстане. Они считают, что у их детей здесь будет больше перспектив, возможностей для развития и образования", - подчеркивается в анализе Национального института стратегических исследований при президенте КР.
С тех пор ситуация мало изменилась, переселенцы, несмотря на годы проживания в Кыргызстане, продолжают испытывать определенные трудности с регистрацией, с оформлением документов на детей, у них ограниченный доступ к базовым медицинским услугам. Несмотря на то что в справочник кодов категорий населения Министерства здравоохранения КР термин "кайрылман" был внесен еще в 2013 году, и в том году по всей стране были приписаны всего 835 этнических кыргызов, имеющих статус кайрылмана, включая 40 человек с афганского Памира.
Но здесь важен один момент. Статус кайрылмана - это временный правовой статус. Срок действия удостоверения кайрылмана - один год, продлить его можно не более двух лет. Если за этот период переселенец не смог получить кыргызское гражданство, то по истечении срока действия удостоверения кайрылмана де-юре он становится лицом без гражданства. По закону дети вписываются в этот документ, поэтому они тоже теряют все свои льготы и возможности.
Одна из самых существенных проблем - отсутствие регистрации или невозможность встать на учет из-за отсутствия недвижимости даже тогда, когда у тебя есть кыргызское гражданство. "У нас регистрация и прописка тесно связаны с наличием недвижимости, поэтому если у тебя ее нет, то крайне проблематично прописаться или зарегистрироваться. Можно встать на временный учет или взять справку у квартального, если только речь идет о беременной женщине и детях до шести лет. Если человек проживает более трех месяцев на одном месте, квартальные могут выдать справку. Есть фактор коррупции, когда такую справку можно приобрести за 50-300 сомов. В ЦОН прописаться сложнее, туда надо прийти с арендодателем, но вряд ли кто-то из хозяев квартир и домов захочет прописать у себя чужого человека", - говорит председатель координационного комитета ПГП "Центральная Азия в движении" Нурия Темирова.
Согласно положению о статусе кайрылманов, этнические кыргызы, подавшие заявления на кайрылмана, обязаны в течение трех дней отбыть в центр временного размещения, которого на самом деле просто нет! А те, кто уже получил это удостоверение, должны в течение десяти рабочих дней встать на регистрационный учет по месту жительства. Но при этом они остаются иностранными гражданами, которые не могут приобретать недвижимость. Многие из них, переселяясь в Кыргызстан, были вынуждены бросить свои дома в Таджикистане, потому что на Памире сложно продать недвижимость из-за низкой покупательной способности местного населения, и потом, ценовая политика в Мургабе и Чуйской долине совершенно разная.
Правовая безграмотность, неосведомленность в законах или, может быть, их незнание часто становятся причиной психологической и социальной самоизоляции. Они живут в своих "кварталах" на полулегальном положении с просроченными документами, а в некоторых случаях они у них просто отсутствуют. Поэтому они стараются искать работу вблизи дома, чтобы не иметь проблем с милицией из-за отсутствия регистрации и кыргызского гражданства. Такая социальная самоизоляция отрицательно сказывается на развитии детей, потому что они не интегрируются в местные сообщества, не посещают дошкольные учреждения и школы.
"У нас был социальный проект по адаптации и помощи детям переселенцев, когда они находились в статусе беженцев. Сегодня ситуация, конечно же, поменялась. Но даже сегодня мы не знаем, какой процент детей переселенцев посещают школы и сколько из них получают социальную помощь от государства. Как они получают кыргызское гражданство, какие процедуры проходят и на каком уровне получают медицинскую помощь. Мы не владеем такой информацией", - говорит директор Кыргызского альянса планирования семьи Бактыгүл Бозгорпоева.
Согласно опросу, в Чуйской области в 2015 году проживало около 21 тыс. переселенцев из числа этнических кыргызов, из которых более 30% составляли дети в возрасте от одного года до 16 лет. Сегодня количество переселенцев перевалило за 35 тыс. человек.
Отдельно от детской статистики еще 10 тыс. переселенцев среди этнических кыргызов не имеют кыргызского гражданства, сообщает Государственная служба миграции КР на своем официальном сайте, подчеркивая, что эти данные неофициальные. "Они живут на съемных квартирах и в домах без учета регистрации по месту жительства, без удостоверяющих личности документов, у многих просрочены паспорта или же нет свидетельств о рождении детей, при этом они проживают на территории Кыргызстана более десяти лет. В основном в Чуйской, Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Точное количество подсчитать не представляется возможным, поскольку они не документированы в установленном порядке", - отмечают в миграционном ведомстве.
Статистический учет переселенцев, несмотря на все законы и программы, до сих пор не налажен на должном уровне. Поэтому даже представители Государственной службы миграции КР озвучивают разные данные. Например, 12 августа 2016 года заместитель председателя Государственной службы миграции КР Алмазбек Асанбаев заявил, что в Кыргызстан переселились 75 тыс. этнических кыргызов, из которых статус кайрылмана получили 50 тыс.
Позже из них 34 тыс. получили кыргызское гражданство, а 25 тыс. переселенцев не обращались ни за какими документами. 30 сентября того же года была принята правительственная программа "Кайрылман" по оказанию содействия этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызстан, и кайрылманам на 2017-2022 годы, в которой говорится, что кыргызское гражданство получили более 43 тыс. этнических кыргызов начиная с 1990-х годов.
Институт омбудсмена КР еще в 2016 году по результатам мониторинга соблюдения прав и свобод этнических кыргызов, переселившихся в КР, призывал правительство усилить контроль за соблюдением сроков процедур предоставления гражданства этническим кыргызам и разработать индикаторы для статистического учета этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызстан.