Более 10 тысяч этнических кыргызов, вернувшихся на родину, не могут получить гражданство. Нет паспорта и прописки – значит, нет медицинской помощи. Женщинам без документов приходится рожать дома. Корреспондент телеканала «МИР 24» Калия Дуйшебаева узнала, почему люди оказались в такой ситуации.
Эрмекпай Алишеров – этнический кыргыз. Вместе с семьей переехал из Таджикистана – ради будущего своих детей. На родине, по мнению мужчины, образование и медицинское обслуживание лучше. Но вот уже пять лет не может подтвердить свой статус и получить документы. А без них не поставить на учет к неврологу младшего сына – у ребенка полупаралич правых конечностей.
«Я не могу показать сына врачам, потому что у меня нет прописки, и я не оформлен ни в одной поликлинике. Когда приезжаем в больницу, то с нас требуют деньги, как с иностранных граждан. Таких сумм у меня просто нет», – посетовал житель жилищного массива «Алтын-Казык» Эрмекпай Алишеров.
Паспорт гражданина Кыргызстана Эрмекпай может получить только при наличии регистрации и прописки. А для этого должно быть постоянное место жительства. Но семья Алишеровых снимает комнату в доме владельца фермы, на которой Эрмекпай работает. Собственник прописать Алишеровых готов. Только вот жилой массив, где находится дом, не числится в городском реестре. 15 лет назад его вывели из состава района, никуда не присоединили и даже статус не дали. Вот и получается замкнутый круг. Но чиновники уверены: со стороны государства все условия созданы.
«Этнические кыргызы, приехавшие в Кыргызстан и получившие статус «кайрылман», обладают схожими правами с гражданами КР. Они имеют право учиться в школах, они имеют право поступать в вузы на льготных условиях, получать медицинское сопровождение, пособия могут получать», – заявил заместитель председателя государственной службы миграции при правительстве Кыргызстана Самат Токтоболотов.
Статус «кайрылман» – «возвратившийся» – дают на два года. За это время человек должен найти возможность получить прописку. Если не успел, то должен снова пересечь границу и обновить статус. Но Эрмек этого не сделал – из-за пандемии границы были закрыты.
По статистике, большинство этнических кыргызов гражданство получают. С проблемами разного характера сталкивается лишь пятая часть переселенцев. Манас Карабаев приехал из Узбекистана. Кыргызский паспорт году получил в прошлом году.
«Мы подали документы на гражданство, но было очень сложно. Нужны были справки из Узбекистана. Также долго искали дом, куда можно будет встать на прописку. На все процедуры ушло три года. Сейчас гражданство получила вся моя семья», – рассказал этнический кыргыз Манас Карабаев.
Получение гражданства в любой стране – непростой процесс, соглашаются чиновники. Решение по выдаче статуса гражданина Кыргызстана принимают несколько комиссий, поэтому все документы тщательно проверяют и перепроверяют. Последняя инстанция – специальная рабочая группа при президенте.
«Вернувшиеся кыргызы должны, в первую очередь, встать на учет в паспортном столе. Они должны сначала получить статус «кайрылман». Иначе они не смогут подать документы на гражданство», – отметил координатор этнических кыргызов в Бишкеке и Чуйской области Буркутбек Эрмаков.
«Нами разрабатывается предложение в аппарат президента для того, чтобы рассмотреть их в каком-то ускоренном, упрощенном порядке. Возможно, даже объявление какой-то амнистии», – рассказал заместитель председателя государственной службы миграции при правительстве Кыргызстана Самат Токтоболотов.
Сейчас решается вопрос и с расселением этнических кыргызов. С главами районных управ идут переговоры для выяснения статуса неиспользуемых земель на приграничных территориях. Эрмекпай Алишеров намерен получить гражданство, несмотря на трудности. Он верит: на родине ему помогут.
За годы независимости в Кыргызстан вернулось более 50 тысяч этнических кыргызов. У 80% из них вопрос с гражданством решен.