Написать об этом регионе страны одну или две книги или путевые заметки и то будет мало. Сейчас мы расскажем о социальном положении жителей этого региона, и необходимости развития здесь промышленной сферы. Особо отметим, что природа к нам благосклонно, но нам не хватает ума использовать её дары…
Мургаб имеет протяжённую границу с Китаем и Кыргызстаном. Это местность в основном состоит из гор, степи и великих озёр. Но Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения и социальной защиты населения позабыло об этом крае, они видимо не знают, что Мургаб это тоже часть республики, и что там тоже существует система образования и здравоохранения.
В сентябре месяце, когда мы посетили этот край, из труб на крыше домов выходил дым. Это означало, что настолько было ещё в сентябре холодно, что приходилось отапливать дома. Школьники возвращались с занятий. У многих лица были закрыты платками. В ответ на вопрос – почему они так делают, они показали нам свои потрескавшиеся лица и больные зубы. Оказалось, что от сурового климата их лица трескались и появлялись ранки, а десны и зубы от холода стали болеть. Глаза также были красными от ветра. Мы увидели женщину в сатре (закрытое одеяние) и стали её фотографировать, так как никто в Мургабе не ходит в таком обличии. Однако как выяснилось, она так закрывалась тоже от холода.
Ранее в одной из статей мы также писали о нехватке в общеобразовательных школах Мургаба предметных учебников, учителей, а многие школы находятся в аварийном состоянии. Глава Министерства образования и науки Нуриддин Саид говорит, что из-за сурового климата учителя не хотят туда ехать.
Давайте немного окунёмся в историю. Разве было легко русским и украинцам которые после второй мировой войны, приезжали в отдалённые регионы Таджикистана обучать население русскому языку, а инженеры которые поднимали другие сферы – разве они хотели покидать привычные родные места и уезжать жить и работать за тысячи километров? Разве Министерство образования и науки не в состоянии реализовать в Мургабе хотя бы полугодовую образовательную программу и привлечь туда преподавателей обеспечив хорошим окладом?
Не думаю, что если учителя из других регионов в течении 3 месяцев будут направлены в Мургаб для обучения детей государственному языку, нанесут большой вред своему здоровью. Мургаб же не Сибирь!… Это и есть призыв к пропаганде и претворению в жизнь политики государства и правительства? Стыдно, когда в одном из регионов страны даже не знакомы с азбукой государственного языка! Или не так?
«Караван здоровья» в Мургаб не доходит
Другой волнительной проблемой этого региона является вопрос здоровья населения. Демографическая ситуация Мургаба известна всем, но почему не принимаются никакие меры по оздоровлению жителей этой местности!? У большинства подростков и жителей региона протекают воспалительные процессы некоторых органов, в частности глаз, и десён, от которых они оберегаются только завязанными платками. Сами подумайте, разве нас не приводит в волнение, когда цвет глаз становятся желтоватым!? Даже знакомые начинают расспрашивать: «Ты что заболел?» Обязанность Министерство здравоохранения послать туда десятки разновидностей не дорогих лекарственных препаратов, и предотвратить дальнейшее развитие воспалительных процессов у жителей. Между тем не здоровое население не привлекает внимание никаких государственных ведомств… Но, не стоит забывать, что каждый турист или проезжающий мимо чужеземец черпает информацию от увиденного, и из этого делает вывод о государстве и его развитии. Подрастающее здесь поколение обделено школой, учебниками, медпунктом, а главное они не знают государственный язык. Разве это нормально, когда граждане не могут читать государственные издания своей страны!?
В первый день пребывания в Мургабе мы отправились на центральный рынок, посетили больницу и школы. Торговые точки здесь обычно открываются к 10 часам дня. На полках магазинов в основном товары кыргызского производства, периодическая печать тоже поступает из Кыргызстана. Учебные книги и художественная литературы тоже. Продавцы не могут общаться на таджикском языке, совсем немного говорят по-русски. Мы с тихим ужасом вышли с рынка, не увидев нигде газет, журналов и книг на таджикском.
Ученики спешат на занятия, дети в детсады. Дует сильный ветер. Начали общаться со школьниками на русском языке, но оказалось, что этот язык им тоже мало знаком. Хотели посмотреть на учебники – их у многих нет. Нашлась книга только у одного ученика 5 класса, и то за 7 класс. Открыли тетради – одни «каракули» как у первоклассника. На многие вопросы отвечают одним «Йок», что значит нету.
«Золотой кишлак» - XXI века
После полудни мы направились к председателю сельсовета «Каракуль» Нусратулло Исроилову. В джамоат входит 160 хозяйств, население составляет 756 человек. Региональный участковый Абдурахим Турдикулов сказал, что за 8 месяцев зафиксировано 2 случая кражи. Из одного дома украдены были макароны, но вор пока не пойман. Здесь функционирует лишь филиал “Амонатбонка”. В прошлом году посольство Японии в Таджикистане построило больницу. Со времён Союза здесь действует одна школа и один дом-интернат.
По дороге мы провели беседу со школьниками, таджикский язык они не знают. Посетили среднюю школу №10. Обучение проводится на кыргызском. Таджикский язык преподаёт молодая учительница. В школе всего 165 учеников, не знающих государственный язык своей страны. Не хватает учителей по предметам химия, физика, таджикский, русский, английский язык, также не достаёт учебников.
Чолпан Айбашева, директор школы нас радушно приняла. По её словам в учебном заведении 20 учителей. В этом году школу окончили всего 6 выпускников, которые для получения дальнейшего образования отправились в кыргызский город Ош, так как в Оше больше шансов поступить опираясь на свои знания, кроме этого дорога по сравнению с Душанбе им дешевле обходится. Сейчас в 11 классе обучаются 11 выпускников. Сама директор школы преподаёт историю таджикского народа ученикам 5-11 классов по одному учебнику на русском языке, переводя на таджикский и кыргызские языки.
В прошлом году Министерство образования Кыргызстана оказало помощь школе в виде предметных учебников, однако Министерство образования и науки Таджикистана запретило использовать эти учебники. Теперь книги хранятся в сырой библиотеке школы.
Школа была построена в 1954 году прошлого столетия, в классах также сыро. Они не отвечают ни санитарным, ни учебным требованиям. Крыша не ремонтировалась многие годы, а из классов и рабочих кабинетов учителей даже можно увидеть небо. Дождь и снег в классах уже никого не удивляет. На досках в коридоре школы и в здании джамоата развешаны плакаты с изображением Эмомали Рахмона. В школе имеются ещё дедовские печи, однако, очевидно, что дров они давно не видели...
В сентябре месяце температура здесь опускается до 16 градусов. Зимой и весной до 35 ниже нуля. Никто здесь не помнит, чтобы Нуриддин Саид, министр образования и науки хотя бы раз побывал в этой школе. Между тем не внимание к населению этого региона, национальная идентичность и их обучение могут быть предпосылками для появления мысли об отделении. Таджикистан с потерей Самарканда и Бухары утратил колыбель своей древней цивилизации. А что происходит сейчас? Неужели подарит школы Мургаба Китаю или Киргизии??
Вывод таков, что, не взирая, на все проблемы экономического и социального характера, этот народ не знаком с “жестокостью и лицемерием”, обделён интернетом и водопроводной линией до домов, современными школами, обучением и качественным медобслуживанием.
Патриотизм в благоустройстве каждого клочка земли
Сложный жизненные условия населения, школы в которых не хватает книг, сырые и холодные классы, женщины с больными глазами и зубами, дети у которых нет детства-всё это навело нас журналистов на печальные размышления. Каждый из нас после этой поездки планирует обратиться к Нуриддину Саиду. Ученики, возвращаясь из школы, вели себя довольно нелицеприятно, не обращая никакого внимания на окружающих. Возможно, потому что ежедневно этот регион посещают много гостей.
В прошлом году я была в служебной командировке в Шахритуз. Жителей Файзабада, которые приехали воочию увидеть источник «Чилучорчашма», в дороге забросали камнями местные подростки. Население получает электроэнергию посредством солнечной энергии. А в Мургабе даже куриц разводить не возможно. Женщины рожают на дому под присмотром старых и опытных повитух. В последние годы обзаводятся 2-3 детьми, не более.
Мы приехали из Мургаба под большим впечатлением и болью в сердце от увиденного. Нас провожал Ленин, стоя на пьедестале во весь рост с вытянутой вперёд рукой …
Комментарий
Жолдош Турдубаев
Спасибо коллеге за правдивую статью, за гражданскую позицию.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены