В природном парке Чон-Кемин в Чуйской области Кыргызстана 20-22 июля прошел III Форум коренных народов Памира, Тянь-Шаня и Саяно-Алтая. В нем приняли участие представители из Хакасии, Алтая, Горной Шории, Бурятии, Тывы (субъектов РФ), а также Памира-Мургаба (Таджикистан) и Кыргызстана.
Мероприятие организовал ОФ «Миротворческий центр» в рамках проекта «Кыргыз өзөгү». Данный форум является постоянным и проходит раз в два года. Его цель – создание между народами с общими культурно-историческими корнями постоянно действующего пространства для обмена опытом и практического сотрудничества по современному осмыслению и возрождению традиционных (духовно-ориентированных) моделей развития общества.
Темой первого форума, прошедшего в Бишкеке в 2014 году, стала «Традиционная культура как основа развития». Второй форум был проведен на Иссык-Куле в 2016 году. В 2018 году темами третьего форума стали «язык и фольклор», «агроэкология» и «молодежь и образование».
Участники форума обсуждали современные перспективы и вызовы в сфере сохранения, возрождения и развития языка и фольклора, агроэкологических подходов в сельском хозяйстве, а также развития и образования молодежи коренных народов Памира, Тянь-Шаня и Саяно-Алтая.
Особенно актуальной представители малых народов, приехавшие из субъектов РФ, назвали вопрос сохранения языка. По их словам, в июне 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправку о родных языках в закон об образовании, согласно которому изучение родных языков в национальных республиках станет не обязательным, а добровольным. Это может привести языки малых народов и их культуры к исчезновению, опасаются они.
«Шорцев насчитывается 12 тысяч и самое трагическое - только 1 тысяча владеет родным языком. Поэтому проблема сохранения языка и традиционной культуры для нас стоит очень остро», - с сожалением сообщил представитель Горной Шории. Другой актуальной проблемой он назвал сохранение среды обитания. «Шорцы без тайги — это не шорцы. А наша тайга вырубается, исчезает наш традиционный образ жизни, традиционная культура», - добавил он.
Представитель Республики Тыва, в свою очередь, сообщила, что 70%-80% тывинцев владеют родным языком. «Это наше достояние, но в то же время есть проблемы сохранения литературного языка», - сказала она. «Нас хотят поставить перед выбором, и практика такова, что малые народы выбирают для обучения своих детей в школах русский язык, поскольку ЕГЭ (единый госэкзамен) на русском языке. Многие пока не понимают, какая угроза настигла нас», - добавила она.
«Проблем в Хакасии, наверное, больше. Хотя нас мало, 60 тысяч, у нас есть республика. Однако в последнее время у наших лидеров произошел спад этнического самосознания. Надеемся, что это временное явление, синусоид. Сейчас нам надо сохранить наши земли и народ. Радует, что у нас есть поддержка родственных народов», - сказала представитель Хакасии.
Алтайские представители также рассказали о проблеме сохранения языка и земли. Об отсутствии подобных проблем, в свою очередь, сообщили кыргызы из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, известной как Памир. Однако, как отметили они, им важно знать о рисках и угрозах, чтобы планировать и проектировать будущее и не повторить ошибок, которые могут привести к потере традиционного быта и культуры. «В нашем районе кыргызы составляют 80%», - сообщили представили Памира.
Представители коренных народов Саяно-Алтая рассказали об усилиях, которые они предпринимают для сохранения и развития своей традиционной культуры. Вместе с тем, с сожалением отметили быстрый темп исчезновения традиционного уклада жизни, угасания традиции сказительства. Исчезает духовный стержень, оставляя взамен себя внешний антураж в виде национальных костюмов на праздниках и некоторых обычаев, говорят они.
«Очень важно сохранить духовную матрицу народа, его стержень, на который наворачиваются все остальные традиционные знания и культура», - говорит представитель из Кыргызстана, манасчы, доктор наук Талантаалы Бакчиев. По его словам, духовным стержнем кыргызов является Манас, тывинцев — горловое пение хоомей.
«У каждого народа есть такой стержень. Мы должны их распознать и сохранить. Наша цель — не политика и не экономика. Миссия форума — собрать и синтезировать традиционные знания родственных народов Памира, Тянь-Шаня и Саяно-Алтая, чтобы составить общую концепцию по сохранению этих народов. Вопрос в самосохранении и выживании как родственных народов, так и нас самих. На форуме мы говорим о языке и фольклоре, об экологии и биоразнообразии. Все это имеется в стержнях наших народов», - заключил он.
В ходе форума представители коренных народов предложили провести курултай сказителей. Также были высказаны инициативы по созданию региональной организации, чтобы укрепить межрегиональное общение, обмен не только информацией, но и опытом, что позволит объединить усилия каждого народа по сохранению своей самобытности, роста самосознания и духовного развития.
Общими усилиями легче выживать в современном мире, выразила общую мысль участников представительница из Горной Шории.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены