Предпринимателям ГБАО дешевле обходится приобретение товаров на рынках Душанбе и других регионов республики. Сокращающийся импорт китайских товаров через Контрольно-пропускной пункт "Кульма” на таджикско-китайской границе стал предметом озабоченности управления Таможенной службы Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которое уже предупредило соответствующие структуры Таджикистана об угрозе невыполнения плана по таможенным сборам на этом участке.
По словам начальника отдела организации и контроля областного таможенного управления Мухиддина Джумаева, в этом году пункт пропуска открылся практически на неделю раньше обычного, однако за этот период наблюдается значительное сокращение транспортного потока. Ежегодно "Кульма” открывается с 1 мая, в этом году пункт открылся в последнюю неделю апреля. Джумаев сообщил, что с момента открытия пункта в этом году через него прошли всего семь транспортных средств, груженных коммерческими грузами, а также 15 пустых легковых и грузовых автомобилей различной модификации, которые были приобретены с целью предоставления транспортных услуг. "Транспортный поток значительно сократился”, - сказал он. В последние годы объем товарооборота через этот пункт ежемесячно достигал 5 миллионов долларов. В областном таможенном управлении считают, что основной причиной сократившегося транспортного потока через "Кульму” на фоне подорожания топлива является возросший импорт китайских товаров в Таджикистан через территорию Кыргызстана и далее через границу и район Джиргиталь.
Данный путь, который проходит по комфортабельной трассе, сокращает расстояние от китайского Кашгара до столицы Таджикистана на 200 километров. Хоник Убайдуллоев, торговый представитель ГБАО в Кашгаре, называет еще несколько причин сократившегося импорта китайских товаров в Таджикистан через "Кульму”. По его словам, Кыргызстан с целью получения экономических выгод через увеличение транзитного транспортного потока устранил личный досмотр при прохождение контрольных пропускных пунктов на границе и упростил прохождение таможенных процедур. Таджикская предпринимательница Нигина Ватанбекова сообщила, что многие бадахшанские бизнесмены отказались от поездок за товаром в Китай в этом году по причине роста тарифов на транспортные услуги и почти в два раза повысившихся таможенных выплат. "Официально таможенное оформление не повысилось, однако если ранее при растаможке контейнера необходимо было оплатить 3,5-4 тысячи долларов, то сейчас все процедуры обойдутся в шесть тысяч долларов. Кроме того, ужесточены требования и в настоящее время растаможка дешевле обходится в центре страны”, - говорит она.
Предприниматели заявляют, что, несмотря на то, что ГБАО граничит с Китаем, для них дешевле обходится приобретение товаров на рынках Душанбе и других регионов республики. Джумаев сообщил, что областное таможенное управление представило свои предложения по упрощению таможенного оформления на этом посту. "Например, доля импорта продовольственных товаров из Китая составляет всего два процента и весь состоит из риса, а животноводческая продукция не ввозится. Было бы лучше если бы ветеринарные службы и другие, в том числе фитосанитарная, для которых нет соответствующих условий на границе, были в одном месте, в Мургабском районе”, - считает он.
Радио Озоди
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены