Искусство Восточного Памира

Искусство Восточного Памира

Красота вечности

 

Горцы испокон веков занимались ремесленничеством. Это характерно и жителям восточной части заоблачного Памира, кыргызам и таджикам, которых связывают вековые традиции дружбы. В прошлом изделия различного рода, сделанные, мургабскими мастерами пользовались большим спросом в округе.

Да, известно, что, передаваясь от отца к сыну и от матери к дочери, постоянно совершенствуясь и обогащаясь, ремесло играло очень важную роль в жизни народа. Но кажется, что с изменением и развитием общества, народное ремесленничество утрачивает былую значимость.

 

Было бы целесообразно, если бы оно каким – то образом могло «получить второе дыхание» в условиях быстро изменяющегося современного мира. Составители настоящего каталога преследует именно такую цель и можно сказать, что эта книга - «первая ласточка подобного полѐта». Главная особенность книги в том, что в ней в табличной форме комментируются все известные доселе орнаменты, с подробным описанием значений, причин и легенд, связанных с появлением того или иного узора. Даются подробные описания технологических процессов, методов и приѐмов изготовления различных изделий, используемых ремесленниками Мургабского района ГБАО.

 

Рассматривая этот прекрасный каталог, лишний раз убеждаешься в том, насколько богата человеческая фантазия, насколько крепко творческое начало в душе народа. В изделиях - шедеврах, сотворѐнных, народными умельцами эхом отдаѐтся своеобразие быта и окружающего мира горцев. В них отражена философия вечности. Каждый узор в них являет собой зов к постижению Красоты, той, которая спасѐт мир. Изумительные «каджары», «чахтак», «терме», причудливые узоры, напоминающие переплетения человеческих судеб единения и расхождения во всѐм этом заложен великий смысл Бытия. Хочется верить, что настоящий каталог послужит делу возрождения народных искусств.

 

Султан Парманов - член международной Конфедерации журналистов

Майрамбек Тойчиев – член Союзов писателей Таджикистана и Кыргызстана

 

Искусство Восточного Памира

 

Таджикистан - страна из числа бывших союзных Республик Советского Союза, встала на путь экономических реформ и перенесла тяготы войны. Переход Таджикистана к рыночной экономике сопровождается резким ухудшением положения малоимущих и ростом их числа. В наибольшей степени это состояние имеет распространение в сельской местности, в отдаленных и высокогорных районах, где ограничены и труднодоступны возможности сельскохозяйственного производства. Одним из таких районов Таджикистана является Мургабский район. Это отдаленное высокогорное плато, часть Горно Бадахшанской Автономной области.

 

Основная экономическая деятельность района состоит из животноводства, где разводят, в основном, яков. Эти особенности откладывали отпечаток на традиционных изделиях, которые производились женщинами – ремесленницами. В частности, на вышивках, войлочных коврах и других изделиях отражалась природа, растительный и животный мир данного региона, а также различные легенды и быт этого народа. Изделия производились для домашнего интерьера, традиционных обрядов и ритуалов. Во время исследования в рамках проекта в Мургабском районе, были выявлены традиционные узоры Восточного Памира.

 

Памирские женщины наряду с мужчинами всегда вели активный образ жизни, занимались различной домашней работой, доили скот, пасли овец, тем не менее, они еще и успевали украшать свой дом, пряли нитки, ткали половики, вышивали, делали войлок. Но не каждая хозяйка могла ткать терме- гажары, половики , плетение, вышивать.

 

В ремеслах используются традиционные знания - древние и уникальные, не забыты технологические приемы, способы добычи, а вот понимание значения и происхождения узоров находятся на грани исчезновения. Это обусловлено тем, что из жизни уходят люди старшего поколения, которые являются носителями традиционных знаний, и существует невостребованность их знаний, как правило, со стороны молодежи из-за нарушения связи между поколениями.

 

География:

Поверхность: 38400 км2, 24% Республики Таджикистан

Высота: от 3500 м до 7134 м

Средняя температура: от +20 С до-35 С

Средние осадки: от 80 до 120 мм в год

Население Мургабского района в 2011г-14,346 жителей

 

Исследование состояния ремесел по Мургабскому району было проведено методом опроса и посещения ремесленников на дому. В основном, женщины производят изделия для домашнего обихода и для подготовки приданого для своих дочерей, орнаменты и узоры наносят на все изделия: на шырдаки, ала кийизы, подушки, конское снаряжение, чиевые циновки, ювелирные украшения и т. д. Для многих мастеров семантическая сторона узоров не имеет значения, они редко задумываются об изображаемом во время нанесения узоров, они чаще думают о чем – то своем, нежели о значении создаваемого орнамента. В шырдаках и ала кийизах мастера используют мотивы животного происхождения, то ест ь зооморфные орнаменты. В вышивках применяются растительные мотивы. А в технике курак чаще используются геометрические орнаменты. На ювелирных изделиях можно увидеть зооморфные и растительные орнаменты...

 

Полностью с материалом ознакомиться и скачать бесплатно книгу Искусство Восточного Памира можете  "ЗДЕСЬ"

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены