Еще раз поправлюсь. Космос начинается не после Мургаба, а самом Мургабе, так как из него на востоке можно увидеть сразу три семитысячника в ряд: Конгур ( 7719 метров), Конгуртюбе (7530 метров), и Музтаг-Ата (7546). С попутчиками мне повезло. Памирец и житель Бишкека оказались не только словоохотливыми, и с хорошим русским языком, но и знатоками местности. Водитель и таможенник великим и могучим владели похуже, но знали не меньше.
Таким образом у меня оказалось целых 4 гида. Надо было записывать – в памяти осталась только дорога. Совершенно пустая бесконечная дорога – от Мургаба до Оша немногим более 400 километров. Водитель говорил, что бывает по 3 дня без единой машины в обе стороны. Поэтому могу сказать, что мне повезло – мы встретили за день 4 автомобиля – 3 джипа, забитых товаром, и «буханку», везущую жителей одной деревни в соседнюю на свадьбу. Мобильные сети в нескольких километрах от Мургаба скончались, и односторонняя связь с внешним миром оставалась только в maps.me.
Этот этап - самый высокогорный, так как приходится преодолевать три перевала - Ак-Байтал (Белая кобыла) (4655 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Толдык (3615м). Мир выглядит совершенно безжизненным, но встречаются яки, а перед подъемом на Ак-Байтал живет семья с детьми. О том, что вы на планете земля напоминают столбы с проводами, да забор из колючей проволоки, отделяющий пограничную с Китаем зону. Десятки, если не сотни километров, дорога вдоль этой колючки и идет.
Указатели самого высокого перевала бывшего СССР стоят с двух сторон на высоте 4200-2300 метров. Наверно, заботятся о здоровье туристов (хотя сам перевал нефотогеничен). С этой точки зрения, начинать путешествие по Памирскому тракту из Оша хоть и удобней (лучше ждать машину в комфорте, чем в Мургабе, а из Мургаба уже ехать без задержек), но опасней. Подъем за несколько часов с 1200 метров (Ош) до 3600 (Мургаб) через перевал выше четырех с половиной километров может сказаться, и по уверениям моих попутчиков, часто сказывается на самочувствии, а то и на здоровье, путешественников. Недалеко от перевала – одноименная гора высотой всего 5100 метров.
От перевала до поселка Каракуль у одноименного озера около 60 километров. «Озеро Каракуль («Черное озеро») расположено на высоте 3914 м, что на 100 м выше самого известного высокогорного озера Титикака в Андах. Берега озера покоятся на льду, лед залегает даже на дне озера. Каракульская котловина - самое пустынное место на Памире. Некоторые ученые считают, что озеро появилось в результате падения метеорита около 25 миллионов лет назад. Кратер имеет диаметр 45 километров, а размеры озера — 33 х 24 км. Это самое крупное ледниково-тектоническое озеро Таджикистана, с максимальной глубиной - около 240 метров. Вода в Каракуле горько-солёная, летом прогревается лишь до 12 °C. В озере обитают окуни, налимы, ленки, щуки, крупные таймени и ельцы».
Перед поселком – полуразрушенные остатки пограничной заставы или отряда еще советских пограничников. Нынешние таджикские пограничники попросились доехать до пограничного поста. Но сначала мы завернули в поселок. Где-то здесь находилась девушка из Нидерландов, которая уже хотела ухать. Девушку мы не нашли (оказалось, что девушка с молодым человеком, и они гуляют вокруг озера), но передали хозяину их жилища, что завтра пойдет машина за продуктами в Ош из Мургаба и их заберет.
20 километров до границы с таджикской стороны такая же приличная дорога (за редким исключением, хотя эти исключения проехать на обычном автомобиле не позволят), как была до этого - достаточно ровный асфальт.
А переход таджикской границы занял около часа. После событий 12 года, таможенники – из Мургаба, а пограничники – таджики. «Наш» таможенник в благодарность накрыл нам чай. Условия службы – какие-то суровые. Высота около 4 километров, удобств нет. Живут в маленькой комнате на двухъярусных кроватях, смена по 10 дней (по-моему), с транспортом проблемы. Видимо, среда)) заставляет и таможню, и погранцов слупить с редких проезжающих как можно больше.
Два наших бедолаги снова заплатили за отсутствие разрешения. С меня тоже пытались взять за отсутствие регистрации, но я убедил начальника, что российско-таджикская дружба важнее денег. Так-как таможенно-пограничный пост находится на подъеме к перевалу Кызыл-Арт, дорога уже грунтовая и разбитая. По ней и потащились ужасных 20 километров. В «долину смерти».
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены