Мургаб – «край земли»

Мургаб – «край земли»

Эх, дороги… Памир: как привлечь туристов с отсутствием дорог?

 

В середине сентября для таджикских журналистов был организован пресс-тур на Памир. Организаторами тура выступили Памирская экологическая культурная туристическая ассоциация (ПЭКТА) и местная НПО «Куххои Помир» совместно с Комитетом по делам молодежи, спорта и туризма хукумата ГБАО и Союзом журналистов Таджикистана. По словам организаторов, главная цель поездки - повышение информированности населения Таджикистана о реальных возможностях внутреннего туризма, его продвижение через СМИ. Среди участников пресс-тура был и корреспондент «АП». Но, как оказалось, впечатления от поездки несколько не соответствовали тем, которых добивались организаторы тура.

 

ПОЕЗДКА на Памир планировалась заранее, и все участники, в том числе и я, мысленно уже были готовы к ней. Обсуждая с друзьями и родственниками особенности такого тура, я была мысленно готова к тяготам предстоящего передвижения на автомашине по пути в Хорог. Собравшись вместе рано утром 13 сентября, мы узнали о том, что после Хорога нам еще предстоит поездка до Мургаба и далее до высокогорного озера Каракуль. Как только мы проехали восточные ворота Душанбе по направлению к Вахдату, водитель нас предупредил, что очень скоро закончится гладко заасфальтированная трасса и начнутся ухабы. Правда, асфальт закончился гораздо позже, когда мы уже проехали Куляб, а после и Дарваз.

 

Нам предстояло увидеть государственный природный заповедник «Зоркуль», развалины старинного города Карон, целебные и священные источники Чашмаи Фотимаи Захро, Чашмаи Авдж и Гармчашма, древние крепости, мазары и музеи, пообедать в юртах, останавливаться в гостиницах и гест-хаусах, увидеть своими глазами особенности жизни в труднодоступных районах ГБАО и непосредственно познакомиться с традиционной культурой памирцев. При подъезде к границам ГБАО стало понятно, что здесь нужны капитальные строительные работы. Я впервые отправилась в такой дальний путь на автомобиле, и проблема не в самой дальности, а в отсутствии нормальной дороги. Многочисленные горные серпантины, узкие участки дороги, когда две встречные машины расходятся буквально в сантиметре друг от друга, высокие горные хребты придавали драйва этой поездке. Но когда этого слишком много, то это быстро надоедает.

 

За окном был бурлящий Пяндж, разделяющий Таджикистан c Афганистаном, по ту сторону этой реки даже из окна автомобиля можно было понаблюдать за жизнью жителей Афганистана. Но опять подводила дорога, которая никак не хотела заканчиваться. Наш бравый водитель, каждый раз мастерски объезжая очередную ухабину, твердил, что осталось совсем немного до Хорога, ну, может, километров 200.

 

Мургаб – «край земли»

 

СЛЕДУЮЩИЙ наш маршрут пролегал в Мургабский район и к озеру Каракуль. Мургабский район - это самый высокогорный район не только Таджикистана, но и всего бывшего СССР. Основное население - киргизы, которые занимаются разведением скота. У каждого мургабца обязательно есть стадо горных баранов и яков, которые летом кочуют в горной степи, где ещё можно найти хоть какие-то растения. Местные жители в основном собирают терескен, который сушат на зиму для прокорма скота и обогрева жилищ.

 

И вот мы вновь в пути. Первое, что я отметила, - это то, что организаторы были правы: дорога в Мургаб была еще более жуткой, чем из Душанбе до Хорога. Но организаторы всячески пытались скрасить впечатления от трудной поездки. И это им удалось благодаря прекрасному отдыху в местечке Аличур, в гостях у Дженали, главы турфирмы «Бар-Бар». В гостях у Дженали нас встретили хлебом и солью, показывали национальные танцы киргизов, процесс ковроткачества и многое другое. А самое главное, нам впервые, а может и единственный раз в жизни, удалось покататься на яках.

 

Как говорится, чем дальше от цивилизации, тем больше человечности. В открытом поле, где нет ничего, кроме одной юрты, этнические киргизы продемонстрировали всю свою гостеприимность, которую за годы кочевничества не растеряли. Воду они грели на костре, чтобы гости могли помыть руки теплой водой, смогли откуда-то в такой пустыне добыть фрукты и овощи, чтобы гости смогли получить витаминный обед, он в высокогорье как нельзя кстати. В этот день нам удалось впервые пообедать в кыргызской юрте. Она полностью обтянута шерстяными коврами, а посередине установлена самодельная печь. Атмосфера в юрте дала почувствовать себя кочевниками.

 

Кстати, по дороге в Мургаб нам постоянно встречались автомашины с киргизскими номерами.

 

Как нам потом объяснили, Кыргызстан в этом регионе выступает в роли спасителя всего края. Жителям Памира гораздо легче добраться до Оша, нежели до Душанбе. А потому большинство продуктов питания в Мургаб завозится именно из Кыргызстана. Более того, как нам объяснили организаторы тура, Кыргызстан практически владеет рынком туризма на Памире. Туристам, следующим из Кыргызстана, достаточно пересечь киргизско-таджикскую границу и въехать на Памир, чтобы объехать его в течение нескольких суток. Никаких специальных разрешений для въезда в ГБАО им не требуется.

 

«Киргизы привозят в Таджикистан туристов, просто пересекая границу, и показывают весь Памир. Но экономически от этих туристов для самого Таджикистана нет никакой пользы, кроме как то, что туристы покупают какие-нибудь национальные изделия у местных жителей. Хотя этим рынком могли бы воспользоваться таджикские турагентства. Но все упирается в дорогу, точнее в ее отсутствие», - отметил один из организаторов проекта, добавив иронично, что «это всё дорога, которая доведет до Хорога».

 

Есть что показать и чем привлечь

 

НА следующее утро после завтрака мы вновь уселись в авто, и началась новая поездка, теперь до озера Каракуль, расположенного на высоте 3914 метров над уровнем моря. И хотя пейзажи по дороге были восхитительными, сама поездка оставляла неизгладимые впечатления из-за постоянной тряски. За последние годы я не видела более разбитой трассы. А ведь это дорога к самому высокогорному озеру Таджикистана, куда ежегодно приезжают тысячи иностранных гостей. И слава нашим доблестным водителям, которые умело объезжали все препятствия. От Мургаба до озера Каракуль 250 километров, на которые мы потратили более 3 часов. И это на внедорожниках. А как быть тем, кто решит поехать туда на малолитражках?

 

Цель нашей поездки на озеро Каракуль – увидеть подготовку на озере к парусной регате, которая, по замыслу ее организаторов, должна войти в Книгу рекордов Гиннесса как регата, организованная на самом высокогорном озере мира. Ранее аналогичная регата прошла на озере Титикака, расположенном на границе Боливии и Перу. Теперь таджикские организаторы намерены побить этот рекорд. Зрелище было удивительным, увидеть на таком озере множество парусников - большая редкость. Но пока до туристической инфраструктуры того же озера Титикака нам еще очень далеко.

 

На следующее утро команда на подъем был дана рано, так как маршрут возвращения в Хорог был немного изменен, и нам следовало еще заехать в Ишкашимский район. За два дня пути до Хорога нам показали много достопримечательностей, о которых ранее мы знали только понаслышке. Это были и петроглифы Лангара, Драконий камень, буддистский монастырь во Вранге, музей Муборака Вахони в Ямге и крепость Питупа. Нам представилась возможность искупаться в источниках Биби Фотимаи Захро, Гармчашма, Авдж, увидеть мавзолей Шохкамбари Офтоби и крепость Кахкаха. Примечательно, что все достопримечательности, крепости находятся в горах. Все сохранилось в том же виде, что и тысячелетия назад, местное население постоянно ухаживает за ними, не оставляя без внимания ни одного камешка. Туристы тут не чужие, как говорят местные жители, почти каждый день мимо этих мавзолеев проезжают два-три туриста.

 

Санатории «Биби Фотимаи Захро», «Авдж» и «Гармчашма» знамениты своими целебными водами. Люди с охотой встают с утра пораньше, чтобы искупаться в этих целебных водах. Эти санатории постоянно полны посетителей. Но чувствуется нехватка гостиниц, гостевых домов и других объектов инфраструктуры. Там практически нет места, где можно было бы посидеть на улице и насладиться свежим воздухом. В «Биби Фотимаи Захро» даже нет мобильной связи, хотя местами связь от «МегаФона» была все-таки доступна.

 

По приезде в Хорог день был заполнен официальными приемами от организаторов, посещением городского и ботанического садов, родника Чашмаи Носир и дома-музея Шириншоха Шотемура, а также городского музея. Также для желающих был организован поход на местный рынок, где можно было приобрести что-то из традиционных памирских сувениров. Ужинали в ресторане «Дели Дарбар», входящем наряду с душанбинским «собратом» в сеть индийских ресторанов «Дели Дарбар» в Таджикистане. После стольких дней без полноценной горячей пищи и тягот дороги ужин в «Дели Дарбар» казался просто фантастическим.

 

Вместо послесловия

 

НА следующий день, 19 сентября, нам предстояло возвращаться в Душанбе. Хотя организаторы и планировали отправить нас обратно на самолете, но из-за отсутствия регулярных полетов по погодным условиям возвращаться пришлось на машине. Пересказывать, как мы добирались обратно, нет смысла, хотя теперь мы смогли оценить «преимущества» трассы от Хорога до Душанбе. Когда мы говорим о привлечении туристов в Таджикистан, желая сделать туризм основной отраслью для пополнения бюджета страны, стоит задуматься: а что мы можем предложить туристам? Высокие горы, охотничий туризм, этно- и экотуризм, но без инфраструктуры?

 

Мехрангез ТУРСУНЗОДА,

Душанбе – Хорог – Мургаб – Ишкашим – Хорог – Душанбе

 

Между тем

 

В Таджикистане разработана Программа развития туризма на 2015 – 2020 годы Правительство Таджикистана подготовило Программу развития туризма в стране на 2015 – 2020 годы. Об этом 29 сентября в ходе национальной конференции по туризму «Гостеприимный Таджикистан – страна туризма» заявил председатель Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве РТ Ахтам Абдуллозода. По его словам, к разработке данной программы были привлечены как местные эксперты, так и представители международных организаций.

 

«В программе разработаны конкретные механизмы развития отрасли туризма в Таджикистане, источники ее финансирования и определены механизмы регулирования туристической деятельности со стороны правительства. Программа уже направлена в парламент для одобрения», - отметил Абдуллозода. Абдуллозода напомнил, что туристическая индустрия является одним из главных локомотивов экономик отдельных стран, и сказал, что Таджикистан намерен в будущем использовать опыт развитых стран в области туриндустрии.

 

Также в рамках конференции состоялась презентация Таджикской ассоциации туризма, основанной на участии сообществ. Создание данной Ассоциации является частью программы Европейского союза по объединению и укреплению ассоциаций туризма, основанных на сообществах Центральной Азии, направленной на развитие сельских сообществ, вовлеченных в туризм. Она создана с целью содействия институциональному развитию общественных организаций и ассоциаций, деятельность которых направлена на формирование современной бизнес-среды в сфере туризма, а также для координации деятельности, защиты интересов ее членов.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены