Окно в Китай

Окно в Китай

Нельзя относиться к туристам как к шпионам, считают директора турфирм. Что даст Таджикистану постоянно функционирующее «окно» в Китай? Еще в преддверии 2012-го новостные ленты информагентств пестрели заголовками о том, что Таджикистан и Китай договорились держать открытым КПП Кульма-Карасу круглогодично. На фоне регулярных пробуксовок транзитных грузов через соседний Узбекистан такое двустороннее соглашение пришлось как нельзя кстати. Впрочем официальный ответ от МИДа по этому вопросу окончательно не получен. Также не прояснили ситуацию в Комитете по делам молодежи, спорта и туризма.

 

- В декабре 2011 года, во время совещания с представителями МИДа я поднимал этот вопрос, - комментирует старший специалист отдела развития туризма КМСТ Сиёвуш Бобоназаров. – Тогда мне ответили, что в Китай была направлена рабочая группа, а сам проект находится на рассмотрении. Через трассу Мургаб-Кульма-Каракорум проходит значительная часть объема торгового товарооборота с Китаем. Помимо очевидной экономической выгоды круглогодичное функционирование КПП Кульма-Карасу откроет «воздух» для развития национального туризма, который после закрытия КПП Самарканд-Саразм замкнулся в пределах республики, лишившись доходов от приезда трансграничных путешественников.

 

Согласно данным WTO (Всемирной туристической организации), Китай занял третью строку в рейтинге лидеров туристских расходов, в 2010 г. его посетило более 55 миллионов иностранных туристов. Маршруты по западному Китаю, граница которого пересекается у Памира, весьма привлекательны для привлечения туристов в Таджикистан. Национальные эксперты туриндустрии положительно оценивают открытие круглогодичного «окна» с Китаем, но в то же время призывают должным образом подготовиться.

 

- Среди стран Центральной Азии Таджикистан выходит в очевидное лидерство по экстремальным видам туризма, - рассуждает директор компании «Таджикавиатур» Фаттох Файзуллаев, - и конечно было бы очень хорошо, если у нас появится возможность принимать больше туристов посредством открытия трансграничного пункта с Китаем. Для большого количества туристов будет логично начать туристический маршрут Великого шелкового пути с самого Китая, а затем продолжить его по Таджикистану. С другой стороны, нужно задаться вопросом: а что мы можем этим туристам предложить? Необходимо выработать схему транспортного обеспечения, облегчить ситуацию с получением разрешения на въезд в ГБАО.

 

Бахриддин Исамутдинов, исполнительный директор ОО "Центр развития туризма":

- Пока был открыт КПП Самарканд-Саразм, основной поток туристов вели узбекские турфирмы, а наши были простыми исполнителями. Сейчас основную часть туристов на Памире ведут не наши турфирмы а киргизы, потому что у них есть хорошая реклама, у них ниже цены, им просто верят... Чего нельзя сказать о наших, которые часто "кидают" прямо на Памире. Конечно, после такого обращения возвращаться второй раз никто не захочет. Однако направление, о котором идет речь, очень выгодно для Таджикистана. Потому что происходит стык между двумя известными территориями для туристов - это Мургаб и китайский Ташкурган. Ранее этот же маршрут пролегал через Сарыташ (Кыргызстан). Для этого туристу необходимо было получить также и киргизскую визу, помимо таджикской. Теперь у туристов есть возможность, проехав Ташкурган, попасть напрямую в РТ, посетить уникальные места на таджикской части Памира. Поэтому открытие этого КПП скажется хорошо. Сам Таджикистан не представляет собой самостоятельную туристическую единицу.

 

Туйгун Каримов, директор «Школы туризма» при Национальном фонде «Шёлковый путь»:

- Туризм потянет за собой другие отрасли, хотя бы потому, что он заставит те структуры, которые задействованы в этой области, как-то двигаться. Необходимо использовать даже малейший шаг в этом направлении, особенно - открытие этого КПП. Чтобы успешно привлечь туристов, необходимо говорить о себе, чтобы маршруты по Памиру через Китай включались в турпакеты иностранных турагентств либо каким-то образом их прежде обговаривать. Надо показывать то, что мы можем. Ну и конечно, необходимо создать инфраструктуру, даже если взять за контрольную цифру 1 млн. в ближайшие 5 лет, то нужно сделать очень много. Что касается вопроса о наших частных турфирмах, то большинство из них не готовы, они работают спонтанно, на основе накопленного собственного опыта, также они нуждаются в обучении. Новые специалисты туристической отрасли, которых готовят вузы, в большинстве своем теоретики. Я считаю, что Комитету по делам молодежи, спорта и туризма, в первую очередь, стоит заняться вопросом подготовки кадров.

 

Рустам Мурадов, директор ОАО «Точикинтурист»:

- Не бывает двух шансов создать о себе первое благоприятное впечатление. Предположим, открыли круглогодичный КПП Кульма-Карасу. Замечательно! Тогда уже нужно вплотную заниматься вопросом об упрощенном порядке таможенного контроля для туристов. Вот совсем недавно группа пожилых туристов из Тайваня хотела посетить нашу страну в рамках тура «По Великому шёлковому пути», конечной точкой которого был Душанбе. При въезде в Таджикистан из Киргизии, по прихоти какого-то нашего градоначальника (где-то Согдийской области), их взяли и не пустили. По какому праву? У всех визы, билеты, туры. И пока не было принято решение из Душанбе на уровне заместителя министра иностранных дел, этих пожилых людей, как шпионов, на границе продержали 8 часов в автобусе, в летнюю жару. А, между прочим, за 3 дня своего пребывания на территории страны и эти 15 туристов потратили больше 20 тыс. долларов. Другой вопрос - это инфраструктура и кадры. Нужно возводить все с нуля, чтобы за 3-4 года выйти на оптимальный уровень. Я считаю, что наша индустрия туризма должна больше работать на имидж, на имя, необходимо сегодня дать больше, чтобы завтра больше получить. Необходимо разрабатывать маршруты, предоставлять людям сервис, но для этого нужны грамотные кадры. Вот на Памире сама по себе сложилась система гостевых домов. Но большинство людей занимающихся этим - самоучки.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены