До 1932-года на Памире были известны только два перевала - Кызыл-Арт, через который в том году был проложен на Памир автомобильный тракт, заменивший прежнюю колесную дорогу, созданную в 1891 - 1892 годах русским памирским отрядом, и Терс-Агар - в западной части хребта, выводящий к урочищу Алтын-Мазар, откуда можно пробраться: вверх по реке Мук-су к языку ледника Федченко; двигаясь же вниз по реке - в Каратегин и далее в средний Таджикистан.
Памирский тракт Ош – Хорог был построен в 1933 году, силами 22 000 колхозников за 110 дней был сооружен Большой Памирский тракт, от Сталинабада до Хорога протяженностью в 567 километров.
По этой дороге из Сталинабада в Хорог легко и безопасно можно было доехать за 2 – 3 дня вместо месяца, как это было до строительства тракта. Памир - это кладезь переплетений и географических открытий, «Kpыша Мира», как принято называть этот горный край. Земля здесь на вес золота, поэтому выращенную пшеницу меряют не мешками, а тюбетейками. Высокогорные селения здесь настолько изолированы друг от друга, что в них говорят на разных языках.
Если начать свой путь на Памир на автомобиле по Памирскому тракту (одной из самых сложных в мире дорог) из весёлого и яркого города Ош, расположенного на юге Киргизии, в восточном направлении Ферганской долины, миновав невысокий перевал Чигирчик и долину реки Гульча, путешественники окажутся на перевале Талдык высотой 3650 м, на который ведёт длинный и утомительный для водителей серпантин. Спуск с него ведёт к посёлку Сарыташ в Алайской долине. Бесчисленные стада овец перемещаются этим путём в Алайскую долину весной, и обратно осенью. Сарыташ - это типичный киргизский посёлок высокогорья с домами простой неказистой архитектуры.
Если из Сарыташа продолжить путь по Памирскому тракту на юг, к перевалу через 3аалайский хребет с названием Кызыларт, которое в переводе с киргизского означает «красный перевел», то, поднявшись на него, окажетесь уже на Памире, или в Горном Бадахшане, трудящиеся которого в советское время приветствовали всех прибывших на перевал отлитой в металл надписью «Высота перевала - 4280 метров». С перевала дорога спускается в долину реки Маркансу, которая имеет сток в восточном направлении в Китай. Летом её русло в верховье полностью пересыхает. Растительность отсутствует. Через долину с древних времён шла караванная тропа. В долине Маркансу обнаружены остатки костров от стоянок, датирующихся VIII – IX в.в.
Сжигали в кострах арчу и иву, что говорит о том, что данные виды произрастали в то время в долине Маркансу, следовательно, и сама долина располагалась в то время значительно ниже. Соответственно, можно оценить и скорость роста высоты - около 5 - 7 см в год. Были здесь обнаружены и орудия труда первобытного человека. Если заглянуть в далёкое прошлое, то можно представить Памир, как лесистую область с реками и озёрами, где водилось множество зверей и птиц - настоящий земной рай, который, возможно, и стал колыбелью цивилизации.
Теперь долина Маркансу - самое суровое место на плоскогорье Восточного Памира. Даже в летнее время по ночам всегда заморозки. Во второй половине дня поднимается сильный ветер; возможны внезапные пыльные и снежные бури. По свидетельствам очевидцев, вдоль древней тропы в прежние времена валялись груды костей и мумифицированные трупы вьючных животных, оставшиеся от проходивших когда-то караванов. Через невысокий водораздел Памирский тракт выходит к озеру Каракуль, над которым вдали возвышается Заалайский хребет.
Участок Ош-Хорог длиной 728 км построен в 1931 - 1934 годах. Другой путь на Памир - из Душанбе, столицы Таджикистана. Западная часть Памирского тракта, начинающаяся в Душанбе, огибает западную оконечность хребта Петра I и ведёт на юг из долины реки Обихингоу через перевал Хабуработ высотой 3270 м в долину реки Пяндж. По ней проходит граница Таджикистана с Афганистаном. Западный Памир отличается от Восточного резкой расчленённостью рельефа с высокими хребтами и ледниками.
Вытекающие c ледников бурные реки имеют преимущественный сток в направлении с востока на запад в реку Пяндж, огибающую Памир с юга и запада. По Пянджу Памирский тракт доходит до Хорога, откуда имеются ответвления в бассейн реки Шахдара, а также далее по реке Пяндж в сторону курорта Гарм-Чашма и посёлка Ишкашим на Юго-Западном Памире.
О строительстве в 1940 году последнего участка Памирского тракта, связывающего г. Хорог с г. Душанбе (Сталинобадом), до сих пор рассказывают легенды. Работы велись в сложнейших условиях, среди высоких скал, отдельные её участки представляли собой непроходимые ранее каменные коридоры с отвесными стенами, на дне которых бушевали реки. Строительство было рассчитано на 5 лет. Но в результате небывалого энтузиазма всего таджикского народа Большой Памирский тракт имени Сталина длиной 567 км был построен всего за 3 месяца. Эта автомобильная трасса, всегда считавшаяся очень сложной, в настоящее время становится чрезвычайно опасной.
Размытая селями она начинает напоминать старые овринги. Чтобы проехать по ней, нужны не только крепкие нервы, но и большой опыт вождения в чрезвычайных ситуациях. Аварии на этой дороге происходят постоянно. В наши дни движение по ней крайне незначительно, но еще совсем недавно, каких-нибудь лет 10 - 12 назад, автомобили здесь двигались сплошной колонной.
Источники: Книги: «Фанские горы», авторы А.С. Мухин, В.Ф. Гусев. «Природа Таджикистана» издательство «Мысль»,
1982. Павел Лукницкий. «Путешествия по Памиру», Молодая гвардия, 1955 год.
Источник: Монография «Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования»,автор – кандидат исторических наук Захарова
А.Е.Фото: Ю.Н.Малюшицкого 1927 год
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены