Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая киргизский Ош с Хорогом, столицей Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана, — Восточный Памирский тракт, и далее Хорог со столицей Таджикистана городом Душанбе — Западный Памирский тракт.
Восточная часть дороги была построена в 1931-1935 годах, Западная - закончена к 1940 году.
Город Ош, "южная столица" Кыргызстана, расположен на юге Ферганской долины, уже через несколько десятков километров от него на юг дорога начинает подниматься в горы.
|
Первый значительный перевал на пути — Чийырчик (2389 м.), отсюда начинается Алайский район Киргизии, непосредственно граничащий с Памиром и ГБАО. На перевале установили памятник Телеке батыру - киргизскому военачальнику, возглавившему борьбу киргизских племен против завоевателей в XVII веке. И теперь сюда приезжают свадебные кортежи на фотосессии, да и вообще подышать свежим горным воздухом. Ну а у нас - небольшой перекур и своя туристическая фотосессия |
|
За посёлком Гульча дорога пролегает по берегу одноимённой реки |
|
|
И уже на высоте 3615 м. на перевале Талдык (Алайский хребет) мы начинаем непродолжительный спуск в Алайскую долину. |
|
Последний киргизский населённый пункт по тракту - посёлок Сары-Таш |
|
За посёлком - Алайская долина, пограничные заставы и белоснежные вершины Заалайского хребта — ворота на Памир. Высшая точка этого хребта — пик Ленина (7134 метра), а теперь пик Абу Али ибн Сины,— находится правее и в солнечную безоблачную погоду возможно и виден с некоторых точек. Но впереди облака, киргизский пограничный переход и долгий подъём вверх по нейтральной полосе. |
|
В самом начале мая снег тут только начинает сходить, на дороге попалась колонна грузовиков в ожидании открытия сообщения, пока же перевал решаются форсировать только внедорожники — один из них попался навстречу, его водитель сообщил, что нам на наших автомобилях проехать можно. |
|
Перевал Кызыл-Арт — он действительно красный или рыжий (в переводе с тюркских языков) из-за глины, окрашивающей и потоки талой воды в грязно-рыжий цвет |
|
И вот там, где пока могли проехать только внедорожники, на высоте за 4000 м встречаются люди на велосипедах, после общения с которыми хочется тихо молчать о своих автомобильных поездках в тепле и относительном комфорте. Этот парень был из Швейцарии. |
|
|
А на самом перевале Кызыл-Арт ещё лежали сугробы. Хуш Омадед! - Добро пожаловать в Таджикистан! |
|
После некоторой нервотрёпки на таджикском КПП мы попадаем в Горно-Бадахшанскую автономную область и уже через десяток километров в сумерках подъезжаем к посёлку Каракуль на берегу одноимённого озера. Ночуем в гостевом доме — в большой комнате на домотканых коврах в спальных мешках. Ставить палатки где-то в поле на леденящем ветру было бы очень неуютно. Хозяин гостевого дома хорошо говорил по-русски, по фотографии на стене было видно, что он служил как и многие памирцы в Советской армии. Причём обычно их засылали далеко от родины в ответственные места и отношения с русскими у них складывались вполне дружеские. И теперь во время пребывания в ГБАО мы ощущали достаточно доброжелательное к себе отношение.
А утром идём глядеть на посёлок и большое озеро Караколь (или скорее Каракол на таджикский манер), предположительно образовавшееся в кратере от падения метеорита.
|
|
|
И далее уже по асфальту, перемежающемуся с грунтовой гребёнкой начинаем свой путь по Памиру |
|
|
|
Самый высокий автомобильный перевал СССР Ак Байтал, он на 150 метров выше известной алтайской горы Белухи. |
|
А ещё через несколько десятков километров - самый высокогорный районный центр СССР - посёлок Мургаб, где нас ждал обед в местной кафешке, закупка лепёшек и фотосессия по окрестностям. А вот банк по причине воскресенья был закрыт, так что поменять киргизские сомы на таджикские сомони было негде. Хорошо, что памирцы принимали и киргизскую и американскую валюту, а вот рубли тут особо не котировались. |
|
Продолжение следует...
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены