(По материалам исследовательской экспедиции в Афганистан, май-октябрь 2004 года)
Позади Кабул и Файзабад, афганский Бадахшан и горный Вахан, позади 4 труднейших горных перевала и мы на афганском Памире, где на «крыше земли» живут наши соотечественники – афганские кыргызы. Какая была радость встречи с ними, и с какой грустью и тревогой прощались с ними. Афганские кыргызы в настоящее время заселяют высокогорные и труднодоступные горные долины и ущелья на территории Афганского Малого и Большого Памира на стыке государственных границ Афганистана, Таджикистана, Пакистана и Китая. Большой и Малый афганский Памир относятся к разряду одних из самых высокогорных долин мира, высота над уровнем моря колеблется от 4200 до5200 метров. По географическому расположению указанные долины являются чрезвычайно труднодоступными горными районами. От точки, где заканчивается грунтовая автомобильная дорога (населенный пункт Сархат, долина Вахан, Афганистан) до малого афганского Памира 4-5 суток пути на гужевом транспорте (на лошадях или на яках) и необходимо преодолеть 4 тяжелых горных перевалов высотой более5200 метров. При детальном изучении документальных исторических материалов, а также полученных исторических данных в ходе экспедиции в Афганистан (Вахан, Малый и Большой афганский Памир, Гиндукуш) можно условно определить шесть этапов распространения кыргызов на территории современного Таджикистана и Афганистана.
Первый этап: По сведениям персидского источника Хафиза кыргызские племена в 15-16 века, точнее в 1575 году стали заселять восточный Памир (современная территория Мургабского района ГБАО Таджикистана) и хребет Сары-Кол (ныне граничащая с Таджикистаном территория Китая);
Второй этап: Во второй половине 16 века Эмир Бухарского эмирата Абдулла Хан завоевывает Бадахшан, Шугнан и Рушан (современная территория Горного Бадахшана, Таджикистан) и дает возможность кыргызским племенам пользоваться восточным Памиром.
Третий этап: Калмакские и джунгарские племена под предводительством Галдан Хана и его наследников с 1671 по 1759 годы завоевывает полностью восточный Памир (Мургабский район и местечко Ак-Байтал, Таджикистан). В течение почти 100 лет идет непрерывная война между кыргызскими и калмыкскими племенами, которая оканчивается победой кыргызских племен и изгнанием калмаков в Восточный Туркестан.
Четвертый этап: После полного изгнания в 1579 году калмакских племен из Восточного Памира кыргызские племена стали заселять обширные территории северного, центрального и восточного Памира. В 18-19 веках ореол жизнедеятельности кыргызов заметно увеличился по всей территории Памира до афганского Гиндукуша.
В 18 веке на Памире кыргызов насчитывалось 20 тысяч, в 19 веке – 35 тысяч, в 20 веке - 85 тысяч человек. В настоящее время на территории современного Таджикистана проживает 55 –60 тысяч этнических кыргызов преимущественно на территории Мургабского района и Каратегинской долины.
Пятый этап: Примерно в 1830-1840 годы кыргызские племена стали осваивать высокогорные долины на территории Малого и Большого афганского Памира, Вахана и Гинудукуша. На тот период по приблизительным данным численность кыргызов в Афганистане насчитывала около 5 500 человек. Тем временем Российская империя и Королевство Великобритании в условиях сложных политических интриг решали свои внешнеполитические споры, в том числе в районе Афганистана и близ него. В 1893-1895 годах была проведена – практически без участия афганских представителей – демаркация англо-афганской границы по так называемой линии Дюранда, а затем и русско-афганской границы в районе Памира, что стало причиной изоляции на протяжении более 100 лет племен афганских кыргызов от своего основного кыргызского этноса. Современная история афганских кыргызов насчитывает более 250 лет мирного сосуществования на территории современного Афганистана. Однако из-за суровых высокогорных условий, нестабильности военно-политической обстановки в Афганистане и не прекращавшейся в течение 24 лет войны от 7 тысячной общины афганских кыргызов в настоящее время осталось менее 2000 человек. Афганские кыргызы по своему этнологическому происхождению относятся к кыргызскому племенному объединению «ичкилик» и составлены следующими племенами и родами: каратеит, тейит, найман, кыпчак, шайым, алаш, кызыл айяк, кутал, кызыл баш, кочкор. Патриархально-племенная внутренняя структура афганских кыргызов не претерпела каких либо серьезных изменений и по структуре соответствует образцам племенной иерархии 17-18 веков с выборной должностью вождя племени – хана в полном соответствии с традиционными для такого рода структур принципом меритократии. Существуют племенные советы старейшин, знати. Эти советы-сходки «джирги» служат для решения всех основных внутренних проблем. Немаловажную роль во внутренней структуре играют представители мусульманского духовенства. Социальная внутренняя административная система афганских кыргызов, кроме разделения на роды и племена, также имеет традиционную кочевую схему из так называемых временных населенных пунктов (айылы) со своими летними и зимними стойбищами. На данный момент на территории Малого и Большого афганского Памира насчитывается около 28 айылов с отдельными летними и зимними стойбищами. Если кратко пояснить, в айылах насчитывается в среднем от 7 до 20 юрт, где компактно может проживать до 20 семей афганских кыргызов, которые ведут совместное хозяйство, то есть сообща пасут свой скот, получают натуральные продукты, заготавливают корм и т.д. Айылы комплектуются из числа близких сородичей, например представителей одного или другого рода, а также вокруг крупных скотовладельцев и знатных кыргызов.
За 250-летний период проживания этнических кыргызов на территории Афганистана ханами-вождями кыргызских племен являлись следующие лица:
- Оджалы Хан, из рода кутал, по предварительным данным предводительствовал афганскими кыргызами до 1875 года;
- Козубай Хан из рода кызыл-аяк; возглавлял афганских кыргызов до 1905 годов;
- Маматкерим Хан из рода алапа, возглавлял афганских кыргызов до 1938 годов (отец Асман Ажи, один из нынешних лидеров афганских кыргызов);
- Толубай Хан из рода кызыл баш, предводительствовал до 1950 годов (отец одного из богатых и знатных афганских кыргызов Апендибая);
- Рахманкул Хан Ажи из рода кочкор, возглавлял афганских кыргызов до 1978 года;
- Абдрашит Хан Афгани из рода шайым, возглавляет племена афганских кыргызов с 1979 года. К сожалению, по имеющимся сведениям Абрашит Хан умер в 2009 году в результате продолжительной болезни.
- Рашид хан Абрашит Хана.
В процессе экспедиции в Афганистан были получены исторические материалы об особенностях официальных взаимоотношений афганских кыргызов с государственными властями Афганистана. Для справедливости необходимо отметить, что лично король Афганистана Закир-Шах на протяжении многих лет в бытность своего правления оказывал моральную и материальную поддержку афганским кыргызам. По его королевскому распоряжению афганских кыргызов запрещалось призывать на военную службу в Вооруженные Силы Афганистана и им предоставлялся государственный статус народа, обеспечивающий охрану государственных границ на Памире и Вахане, наравне с пограничными официальными структурами. Также при Закир-Шахе была отменена «десятина»- налог на скот и живность. Период правления Закир-Шаха можно считать этапом возрождения и укрепления афганских кыргызов. Рахманкул Хан, вождь афганских кыргызов при поддержке короля Афганистана занимал пост сенатора в парламенте, имел привилегии и статус афганского губернатора на Вахане и афганском Памире. Рахманкул Хан по распоряжению короля владел в частной собственности более2000 гектаровпахотной земли в афганских провинциях Бадахшан и Тахор, с урожая которых он обеспечивал продовольствием своих соплеменников. После свержения короля Афганистана Закир-Шаха в 1973 году ситуация с афганскими кыргызами резко ухудшилась в социальном и экономическом плане. В 1978 году Рахманкул Хан Ажи, опасаясь репрессий со стороны новой власти, вывел из Афганистана в Пакистан больше половины афганских кыргызов по предварительным подсчетам около 2 тысяч человек и попросил у пакистанских властей политического убежища. Затем в процессе длительных внешнеполитических переговоров в 1980 году правительство Турции предоставило убежище афганским кыргызам и вывезло их из Пакистана в восточную часть Турции вблизи озера Ван и предоставило территорию для проживания 102 семьям афганских кыргызов ( около 900 человек). Однако часть афганских кыргызов – примерно 89 семей (около 700 человек) – во главе с Абдрашит Ханом, новым вождем вернулись в Афганистан на прежние территории своего проживания. В настоящее время на территории Турции проживает около 95 семей, примерно 800 человек, составленных из родов афганских кыргызов – кочкор, алапа, найман, шайым и кызыл-аяк. На территории Афганистана, в частности на Малом афганском Памире проживает 1100 человек под предводительством Абдрашит Хана, на Большом афганском Памире проживает 700 человек афганских кыргызов под руководством Мамат Ахуна. Афганские кыргызы – кочевники в классическом понимании и традиционное хозяйство кыргызов впитало в себя многовековые навыки, а его неизменность накладывала консервативный отпечаток на быт и хозяйственный уклад жизни, который почти не менялся в веках. Преобладающий тип жилища афганских кыргызов – юрта. Она имеет древнее происхождение и встречается в той или иной модификации у многих кочевых народов Азии. Отличительная черта юрт афганских кыргызов она имеет более низкий полусферический купол. Афганские кыргызы из-за отсутствия древесного сырья перестали изготавливать юрты, и преимущественно рядовые скотоводы приобретают юрты в Пакистане, которые доставляются в северные районы Пакистана из СУАР Китая и изготавливаются мастерами из числа китайских кыргызов. Более знатные афганские кыргызы заказывают большие белые юрты у мургабских кыргызов (Таджикистан). Основным видом хозяйственной деятельности является скотоводчество, разведение особо вида кыргызских овец, яков, которые предназначены для проживания в условиях высокогорья, верблюдов и лошадей. Небольшая часть афганских кыргызов занимается охотническим промыслом. По предварительным подсчетам афганские кыргызы на пастбищах малого и большого афганского Памира разводят: около 25-30 тысяч голов овец; более 2000 голов яков; более 120 лошадей; 75-80 верблюдов. Необходимо иметь в виду, что точное количество скота определить у афганских кыргызов невозможно из-за постоянных поборов в недавнее время со стороны афганских моджахедов «десятины» с разводимого скота, и поэтому кыргызы тщательно скрывают настоящую численность разводимого скота и живности. В суровых условиях высокогорья, когда снежный покров лежит 9 месяцев в году особое внимание заслуживает способность кыргызской породы овец добывать под снежным покровом корм осенью и зимой, выказывая исключительную неприхотливость и морозостойкость. Обычно кыргызские скотоводы применяют следующую технику добывания подножного корма: первоначально скотоводы пускают отару овец, которые расчищают снежный покров и добывают необходимый корм, затем на расчищенной овцами площади выпасываются яки, лошади и верблюды. Летом в короткий сезон афганские кыргызы заготавливают вручную корм – сухое сено в поймах рек, и этот корм предназначен исключительно для молодого потомства в период зимнего приплода скота. В хозяйственном укладе афганских кыргызов преобладает натуральный характер. Питание афганских кыргызов составлено преимущественно из натуральных продуктов (молоко, кислое молоко «айран», сметана, творог, масло и мясо), получаемых из разводимых овец и яков. Из получаемой шерсти и шкур овец и яков изготавливается, одежда и предметы повседневной жизни и обихода. И самое главное, получаемое из молока яков высококалорийное и очень полезное масло, пользуется большим спросом у афганцев и в Пакистане. Ежегодно в августе и сентябре афганские кыргызы снаряжают караваны на яках, гонят часть скота и вывозят масло, шерсть, шкуры и войлок на продажу в Пакистан в северные районы Гильгеты и Чатрала. Там осуществляется бартерный обмен привезенных кыргызами продуктов натурального хозяйства на муку, ячмень, рис, растительное масло, керосиновые лампы и т.д. В процессе экспедиции получено ряд интересных наблюдений относительно культурного и социального развития маленькой кыргызской общины в Афганистане Культура афганских кыргызов, несмотря на изоляцию от своего основного этноса (Кыргызстан), основывается на традициях, сложившихся в средние века. В рамках традиционного кочевого хозяйства широко развиты народный промысел и творчество. Промыслы афганских кыргызов отличаются многообразием форм, технических приемов, традиционных навыков, передаваемых в почти неизменном виде из поколения в поколение. В основном женщины афганских кыргызов занимаются выделкой войлока, кож, изготовлением ковров, тканей, одежды и предметов внутреннего убранства юрты. Среди мужчин ремесленников крайне мало, основная масса мужчин занята в сфере животноводства. Изделия афганских кыргызов украшаются простыми, строгими по форме, гармоничным по цвету орнаментом. Традиционный орнамент кыргызов и, в том числе, афганских кыргызов имеет древнее происхождение и языческие и тенгрианские символы, обозначающие человека, жизнь, природу и высшие силы: небо, землю, огонь и воду. Афганские кыргызы не утратили навыки по изготовлению стойких минеральных и растительных красителей. Широкое распространение в быту получили орнаментированные войлочные ковры (алакийизы, шырдак), которые отличаются четкими, крупными, контрастными по цветовой гамме узорами. Одежда женщин афганских кыргызов претерпела незначительные изменения и имеет определенные сходства с одеждой женщин горных народностей Тибета. Кыргызские женщины носят цилиндрический, высокий головной убор, обернутый в белую или красную шелковую материю, длинное светлое платье и короткое черное пальто без рукавов «чепкен» и носят обувь – сапоги из козьей шкуры «маасы». Если женщина замужем, то она носит белый головной убор, девушки носят исключительно красный головной убор. Женщины носят много ювелирных изделий исключительно из серебра и полудрагоценных камней и минералов. Традиционное устное творчество – пересказ, пение, игра на национальном инструменте «комуз» из-за полной изоляции афганских кыргызов утратило свое значение, и из всех афганских кыргызов осталось только 6 мастеров. Касательно политического положения афганских кыргызов до 1973 года афганские кыргызы имели официальный статус – статус народности, обеспечивающей охрану государственной границы Афганистана на правах государственных пограничных служб. Королевская власть официальными грамотами закрепляла зоны ответственности афганских кыргызов, задачи по охране госграниц и передавала территории и пастбища афганских кыргызов под самостоятельное управление и административный контроль Рахманкул Хана Ажи – вождя племен афганских кыргызов. Однако из-за продолжительной войны и смены нескольких политических режимов в Афганистане племена афганских кыргызов утратили прежний свой статус и положение. И на протяжении 23 лет были предоставлены сами себе. В 2003 году руководство временного правительства, в частности Хамид Карзай приняла делегацию афганских кыргызов во главе с Абдрашит Ханом, где обсуждались вопросы социальной и экономической поддержки афганских кыргызов со стороны правительства Афганистана. В том же 2003 году знатные представители афганских кыргызов Асман Ажи и Мамат Ахун участвовали в работе Луя Джирги, т.н. афганский сьезд (г. Кабул) в качестве делегатов от кыргызов. В период подготовки президентских выборов в Афганистане в октябре 2004 года со стороны правительства повторно декларировались обещания по оказанию социально-экономической поддержки афганским кыргызам.К сожалению обещания властей остались обещанием, ситуация не изменилась. Исследуя и анализируя состояние афганских кыргызов напрашивался вывод, что самой серьезной проблемой для афганских кыргызов является полное отсутствие идентификации принадлежности к афганскому гражданству. Афганские кыргызы не имеют национальных паспортов Афганистана или какое либо другое официальное удостоверение, указывающее его принадлежность к афганскому государству. Это серьезно ограничивает в правах кыргызов, которые не могут свободно передвигаться по территории Афганистана, тем более иметь возможность выехать за границу. Из 2000 тысяч афганских кыргызов только 14 человек имеют национальные афганские паспорта. Конечно, имеются объективные причины, в первую очередь, связанные с естественной удаленностью и изоляцией афганских кыргызов, что становится причиной существенного ограничения в реализации своих прав и свобод, но вместе с тем, в целом правительство Афганистана отстранилась от поддержки и оказания социальной помощи кыргызам, предоставив им решать свои проблемы самостоятельно. Полная зависимость афганских кыргызов от природных и стихийных бедствий без поддержки правительства Афганистана и международных гуманитарных организаций может привести к неотвратимым негативным последствиям. Тому пример, последствия суровой и продолжительной зимы 2004 годов, когда падеж скота иживности достиг катастрофического уровня более 30 процентов. Учитывая, что скот для кыргызов является непосредственным продуктом натурального обмена и составляет основу благополучия и достатка можно представить размеры и последствия данной гуманитарной катастрофы. Несмотря на самобытность и сохранение уникальных культурных и этнических традиций и уклада жизни, объективная, географическая и политическая изоляция в условиях предельно критических климатических режимов неминуемо приведет афганских кыргызов к упадку и гуманитарной катастрофе, если не изменится кардинально позиция социальной и экономической поддержки со стороны правительств Афганистана и Кыргызстана и международных гуманитарных организаций. В процессе исследовательской деятельности на территории Афганского Памира определились ряд серьезных внутренних социальных причин и проблем, которые могут привести к негативным гуманитарным процессам. Смутно представляется будущее кыргызской общины в условиях полной безграмотности. Инициатива местных мулл, религиозных сановников обучить кыргызских детей мусульманской грамоте и Корану в условиях полной безграмотности вызывает поддержку и понимание. Однако мусульманское обучение не дает возможность приобретения первоначального, светского образования. Удручающая статистика и анализ исследовательских сведений показывает, что из 2000 афганских кыргызов умеют писать и читать не более 20 человек, хотя интеллектуальный потенциал афганских кыргызов весьма высок, например подавляющее большинство кыргызов в совершенстве владеют языками дари, фарси, урду и горными памирскими языками. На территории малого и большого афганского Памира нет ни одного стационарного или временного амбулаторного учреждения для профилактики и лечения местного населения. Весь процесс лечения у афганских кыргызах строится на молитвах мулл или на народной медицине. Конечно, используются широко распространенные народные лечебные средства из трав, диких корений и жира диких животных. Однако эффективность от такого лечения оставляет желать лучшего. Только по предварительным данным анализ случаев смерти по болезни среди афганских кыргызов привел к ужасающим цифрам. Из 10 новорожденных детей 5-6 умирают в ходе родов и в грудном возрасте, 4- выживают. В условиях хронической нехватки продуктов питания и необходимых витаминов и, как следствие, пониженного иммунитета дети начинают ходить и самостоятельно передвигаться только в 3 или 4 года. Отстают в физическом развитии, живут с хроническими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни местного населения – около 45 лет. Люди умирают от незначительных по нашим меркам заболеваний, таких как аппендицит, бронхит, пневмония, дифтерия, гепатит, менингит и т.д. Подсчитано, что кыргызская община с каждым годом сокращается на 6 –7 процентов, абсолютно без прироста населения. Если в течение 10-15 лет сохранится подобная тенденция, то можно прогнозировать постепенное исчезновение племен афганских кыргызов с территории афганского Памира. Одной из самых серьезных проблем афганских кыргызов является наличие угрожающего дисбаланса соотношения мужского и женского населения.
По предварительным подсчетам достаточно достоверного характера наблюдается следующее процентное соотношение:
- мужчины составляют 66 %;
- женщины 34 %.
Данная негативная тенденция усугубляется следующими моментами:
- пагубной практикой выдавать девушек в жены близким родственникам, наблюдается кровосмешение и как следствие больное потомство;
- строгими мусульманскими и патриархальными нормами, которые дают возможность мужчине заводить несколько семей.
В период правления режима моджахедов в Афганистане началось массовое распространение и увеличение потребления гашиша и опиума (курение) в среде афганских кыргызов. На данный момент из менее 2000 афганских кыргызов устойчивыми потребителями наркотиков является около 350 взрослых и трудоспособных кыргызов. Это около 20 % от общего числа кыргызской общины и половина трудоспособного и активного населения. В условиях устойчивой наркотической зависимости среди этнических кыргызов афганские наркокурьеры расширяют зону распространения и масштабы поставок наркотического зелья в обмен на разводимый кыргызами скот и живность. Несмотря на терпимость и переносимые лишения от суровых условий жизни, распространение наркотиков в среде афганских кыргызов стало настоящей трагедией. Распространение наркотиков в среде кыргызов со стороны афганских наркопроизводителей поощряется, так как целые роды и айылы попадают под зависимость поставщиков с вытекающими отсюда негативными последствиями. Основной причиной изоляции кроме наличия естественных природных преград, труднодоступности и высокогорья района компактного проживания этнических кыргызов является жесткий административный режим обеспечения государственной границы Афганистана с Таджикистаном, Китаем и Пакистаном и отсутствие политической воли по оказанию социальной поддержки афганским кыргызам со стороны правительства Афганистана.
В процессе исследовательской деятельности на территории Афганского Памира стало очевидным и возможным решение основных проблем этнических кыргызов в Афганистане путем реализации двух проектов:
- Создание режима свободной приграничной торговли афганских кыргызов с сопредельной территорией Таджикистана;
- Восстановление грунтовой автомобильной дороги из Мургаба через плато Аличур в малый афганский Памир (в бытность коммунистического режима в Афганистане из Таджикистана в малый Памир была проведена грунтовая дорога в военных целях).
Приграничная торговля создаст условия для генерирования собственных ресурсов общины и подъема социального положения афганских кыргызов и значительно ослабит зависимость кочевников от природных и стихийных бедствий. Реанимация грунтовой дороги из Таджикистана на малый афганский Памир выведет из географической и политической изоляции афганских кыргызов, обеспечит необходимые условия и инфраструктуру развития кыргызской общины, создаст условия для строительства образовательных и лечебных учреждений, последовательно решит проблемы высокой смертности и преодоления безграмотности. Немаловажным моментом является расширение возможностей гуманитарной поддержки в условиях наличия транспортных коммуникаций и подъездных путей. Конечно, есть предложения по организации репатриации афганских кыргызов на историческую родину, очевидно, это не лучшее решение, за 250 лет Афганистан для кыргызов стал второй родиной, какой бы суровой она не казалось. Вопрос адаптации афганских кыргызов, привыкших к высокогорным условиям будет наиболее сложным и почти непреодолимым. Трагический пример тому массовый исход афганских кыргызов а Пакистан в 1978 году, когда неспособность переносить климатические изменения привели к потере более 20% афганских кыргызов. Хотелось бы, несмотря на сложные времена в республики, чтобы наше правительство, общественность и международные организации нашли возможности обратить внимание на судьбу этнических кыргызов Афганистана, которые в одиночестве пытаются сохранить себя и выжить в жестоких условиях. Давайте, по крайней мере, вспомним, что они у нас есть.
"Я как гражданин Кыргызстана, которому небезразлична судьба наших соотечественников в Афганистане, в случае внимания и поддержки со стороны правительства и международных организаций готов взять на себя часть обязательств, направленных на гуманитарную поддержку нашего народа."
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены