«Белые пятна» Таджикистана (Памир)

«Белые пятна» Таджикистана (Памир)

Сто тридцать пять лет назад экспедиция молодого энтомолога Василия Фёдоровича Ошанина обследовала в Таджикистане верховья реки Муксу. Время путешественников-универсалов подходило к концу. Ошанин был начальником экспедиции, топографом, геологом, географом, ботаником, зоологом и этнографом. За ним уже следовали профессионалы в отдельных отраслях науки.

Поднявшись вверх по реке Сельдаре, путешественники заметили впереди громадный широкий вал, перегородивший долину. Когда они с большим трудом поднялись на его поверхность, то увидели поток льда, теряющийся вдали.

 

Величие ледника поразило Ошанина, он определил его длину в двадцать вёрст, на большее просто не хватило воображения, и, как оказалось позднее, значительно ошибся. Ошанин назвал открытый ледник именем своего друга, тоже исследователя природы Средней Азии А.П. Федченко, незадолго до этого трагически погибшего в горах. Так было положено начало исследованиям ледяных гигантов Памира.

 

После В. Ошанина к леднику Федченко исследователи не приходили в течение тридцати лет, мешала труднодоступность Памира. Только в 1908 году до громадного ледника добралась экспедиция Генерального штаба России под руководством капитана Н.И. Косиненко. Тридцать километров прошли они по сложной поверхности ледового монолита. Косиненко писал: «Жутко было ступать по этой неведомой, никогда не знавшей человеческих следов области, где ожидало нас много опасностей». После Косиненко верховья реки Муксу исследовал первый среднеазиатский гляциолог Н.Л. Корженевский. Он первым начал наблюдения за ледником Федченко, чтобы узнать, как ведёт себя ледяной великан.

 

И только в 1928 году участник Высокогорной Памирской экспедиции Академии наук СССР топограф Иван Георгиевич Дорофеев установил, что ледник Федченко – самый большой горный ледник в мире. Его длина 77 километров, максимальная ширина – 5 километров и толщина – свыше одного километра.

 

belye pjatna-fedchenkoНа леднике Федченко – на высоте около 4200 метров была открыта уникальная гидрометеорологическая станция, самая высокая в мире. Здание состояло из тысячи деталей, каждая весом в 50 килограммов. Их везли поездом из Ташкента в киргизский город Ош, там перегрузили на 188 верблюдов, которые доставили груз к леднику, а оттуда на 70 лошадях перебросили к скалистому выступу у левого борта ледника. Более чем 30-километровый путь проходил через бурные реки, каменистые россыпи морен, бездонные, занесённые снегом трещины. Дом собрали за два летних сезона. Всего же на ледник Федченко было доставлено около 100 тонн грузов: кроме дома, дрова и уголь, продовольствие, приборы, обмундирование и снаряжение для зимовщиков.

Станция вышла в эфир 80 лет назад. Сводки были необходимы для составления прогнозов погоды, сведения о запасах снега на поверхности ледника позволяли составлять долговременные гидрогеологические прогнозы для всей Средней Азии, необходимые работникам сельского хозяйства, энергетики, водного хозяйства и т. д. Кроме того, ученые изучали климат гор, природу самого ледника. Сотрудники станции трудились в тяжелейших условиях. Зима там почти не кончается, число дней с метелями в году доходит до двухсот двадцати, не редкость морозы в 35 градусов, густые туманы ограничивают видимость.

 

Кроме крепкого здоровья, требовались выносливость и воля, отличное знание своей профессии. Однако желающих проверить себя на стойкость было много. Рекордсменом можно считать Михаила Бездетко, который провёл на леднике в общей сложности восемь лет. Он давно разменял седьмой десяток, но не оставляет дело своей жизни. В настоящее время М. Бездетко трудится на высокогорной снеголавинной станции Майхура в верховьях Варзобского ущелья, в 50 километрах от Душанбе.

 

belye pjatna 4Станцию на леднике Федченко не закрывали даже в годы Великой Отечественной войны, в настоящее же время она бездействует. Возле опустевшего дома установили американскую автоматическую радиометеостанцию, но, оказалось, что она далеко не во всём может заменить человека. Сейчас между среднеазиатскими республиками начались переговоры о восстановлении зимовки. Но собрать новый коллектив станции будет нелегко. Необходимо наладить её обеспечение всем необходимым, установить достойную зарплату сотрудникам, но и это ещё далеко не всё. На протяжении всех лет действия станции на ней работали русские люди.

 

Они давно разъехались, а такая романтика, такая увлечённость своим делом, какие были у них, присущи далеко не всем. Открытие ледника Федченко положило начало детальному изучению «ледяного сердца Памира». Его легендарная история запечатлелась в названиях ледников – притоков ледника Федченко. Обратите внимание на их имена – ледники Косиненко, Ошанина, Бугаева, Дорофеева, Витковского, Наливкина и другие. Русские учёные-исследователи в сложнейших условиях, зачастую с риском для жизни, стирали «белые пятна» на карте Таджикистана. Ими двигали не какие-то корыстные побуждения, присущие веку рыночной экономики. Это были подлинные энтузиасты науки, ставившие своей целью – обогатить новыми открытиями всё человечество, без разделения на нации, вероисповедания и свои «национальные» квартиры. Широта их душ вмещала беспредельную ширь неведомых горных массивов.

 

Суверенитет буквально свалился на голову таджиков. И вот уже 20 лет они барахтаются в его мутных волнах, не в силах решить ни одну стоящую перед ними задачу. Не создано настоящее государство, которое декларируется как демократическое, светское, правовое, но ни в коей мере не соответствует действительности. Промышленность на нуле, еле теплится сельское хозяйство, образование, наука и культура на уровне начала прошлого века. Страна живёт на подачки зарубежных доброхотов и на те средства, которые добывают трудовые мигранты в странах СНГ и, прежде всего, в России.

 

Но признать всё это, взглянуть, как говорится, правде в глаза, для властей – выше сил. В сверхбедной республике появились сверхбогатые дельцы, которые возводят роскошные особняки, попирая всякие понятия о нравственности. Как правило, это правительственные чиновники или наркобароны. Остальное население с трудом сводит концы с концами.

 

belye pjatna 3Требуется оправдание сложившегося положения. В таких случаях необходим образ врага, который был бы виноват во всех бедах и просчётах. Россия оказалась подходящей для этой роли. Русские в местных средствах массовой информации именуются захватчиками и поработителями. Оказывается, именно они не давали таджикам жить по собственному разумению. Из-за них не развивался таджикский язык, навязывались чуждые идеология и культура, народ лишили самобытности и так далее. При этом забывают о том, что Таджикистан, входя в состав СССР, был страной с развитым народным хозяйством, его продукция шла в 40 стран мира, отсутствовали такие понятия, как нищета и безработица.

 

Старшее поколение, помнящее те времена, правильно понимает суть пропагандистских измышлений. А вот молодёжь охотно верит и вторит им, воспитываясь в неприятии всего русского. Изгоняется русский язык, замалчивается и затушёвывается всё, что связано с деятельностью русских учёных. И те самые «белые пятна», которые некогда стирались ими на карте Таджикистана, сегодня вновь проступают и не только на ней, а и в сознании подрастающего поколения. Но, как верно говорят сами таджики, солнце полой халата не закроешь. Достаточно сделать шаг в сторону и солнце истины блеснёт прямо в глаза.

 

Открытия русских первопроходцев на Памире образно названы «ледовой симфонией России». Как ни стараются заглушить её сегодня политиканы всех мастей и их подручные, мощные аккорды этой симфонии явственно доносятся из глубин времени и с каждым приходящим десятилетием будут звучать всё слышнее. Ибо суть великих свершений непреходяща и не подлежит забвению.

 

Дата публикации: 9 марта 2012 г. в 00:04, рубрики Соотечественники.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены