Города Шелкового пути, остатки Хорезма, афганская граница и Памирский тракт — все это в одном очень смелом путешествии на автомобиле
Александра Гуськова и Роман Мурашев провели месяц в автопутешествии по Средней Азии: от степей Казахстана, древних городов Шелкового пути Хивы и Самарканда до пересечения Памирского тракта и предгорий Тянь-Шаня. Они рассказали нам о своих эмоциях и дали советы о поведении и общении в этом ярком, загадочном и обделенном туристами регионе.
Азию нужно увидеть самим, ведь странно каждый день встречать гостей из сопредельных краев и не отличать узбека от киргиза, а Алма-Ату от Душанбе. Лазурные мечети, плов, муэдзины, музей Савицкого, ишаки, горные кручи, суровые афганцы, ледяные реки, бескомпромиссное гостеприимство. Это нужно почувствовать самому, любая передача информации об этом регионе неминуема потерей эмоций и впечатлений. Но я попытаюсь рассказать, как все было.
Таджикистан
Маршрут: Худжанд — Искандеркуль — Душанбе — Куляб — Калаихум — Хорог — Мургаб
Дней: 15
Самое яркое впечатление от путешествия — Памирский тракт. Пейзажи там невероятные. Посмотрите фото, а лучше поезжайте сами. Большую часть пути ехали вдоль легендарного Пянджа и афганской границы. Однажды нам долго приветственно махали с того берега. Видно женщин в парандже, девочек в белых платках, а мужчины часто в красном. Мотоциклы едут по убийственно крутым дорогам. Афганцев невозможно победить: кажется, никто, кроме них, не сможет там выживать, ориентироваться, перемещаться.
Первый раз ночевали в старом деревянном вагончике, переоборудованном в две простейшие комнаты с матрасами. В кафе возле водного каскада местные мужчины пели и играли на синтезаторе. Это было очень странно и очень круто.
Второй раз мы разбили лагерь вместе с бельгийцем, испанцем и парой из Германии. Все на великах, немцы вообще отправились в кругосветку. На три года. На три года на велосипедах! Успели за вечер пообщаться, вытащить из каменно-водной ловушки нашу машину (с помощью соседнего блокпоста и остановленного сотрудниками джипа), искупаться в судорожно-холодном заброшенном советском бассейне и посидеть у костра с бутылкой грузинского красного.
Следующей ночью спали в гестхаусе у горячих источников Гармчашма. Какой же это кайф — залезть в горяченную воду. Мальчики и девочки раздельно и совсем без одежды.
Чудный кров мы нашли возле других источников — Биби Фатима-Зухра. Спали в настоящем памирском доме. Сквозь потолочное окно видно звезды. А последняя ночевка в Таджикистане случилась в высокогорном Мургабе. Город посреди нигде, ветер и гаснущие лампы, каменная баня, ночной холод и немного горной болезни. Подхватили там автостопщика Женю из Одессы, потусили с утра еще вместе с чехом и рванули к высоте и спуску. Перевалили 4600 метров, ехали среди неземных ландшафтов и никак не могли представить, что уже сегодня все закончится.
На тракте мы общались с австралийцами — пара и трое (!) детей, едут на великах от Монголии до Лондона; немцами (ралли, байки и прочее; один, например, работал в Китае и теперь долго и вдумчиво едет домой через всю Азию); англичанами (пара из Лондона, сейчас путешествуют по Средней Азии, потом в Африку); еще французами, другими австралийцами, другим бельгийцем, некоторым количеством неопознанных велобайкеров и байкеров. Русских путешественников не встретили вовсе. Иностранных машин было всего несколько, почти все — на велосипедах. Вдохновенные, безумные и прекрасные люди.
Подвозили местных, мужчин и женщин, юных и в возрасте. Нам дарили гранаты, хурму, яблоки (очень много яблок), яйца, лепешки и груши. Кормили обедом и звали ночевать. Угощали сливовым вареньем и вишневым, помидорами и орешками.
Таджики прекрасные, общительные и дружелюбные. Почти все, с кем общались, были в России. Почти все были депортированы. И такой любви и искреннего гостеприимства мы нигде не видели. Разве что в Непале. Таджики старшего поколения скучают по Союзу, когда было единение, были работа и дружба, равенство и братство. Молодежь учит английский и русский. Памирцы воспринимают себя отдельно и тоже ценят Россию.
На Памире текут бурные воды, сначала серые, а выше — лазоревые и бирюзовые. Дует ветер, несет песок и пыль. Пастухи гонят стада коров, коз и овец. Женщины стирают в родниках, пекут огромные лепешки и тоже приветственно машут рукой. Здороваются (одну руку прижать к груди, чуть наклонить голову) — все.
Дороги: все норвежские «дороги троллей» и черноморские серпантины милы и приятны по сравнению с обычной горной дорогой Таджикистана. Особенно ночью. Это притом, что там отличный асфальт и видная разметка (на основных трассах, конечно, про Памир речь отдельно). Зато трасса вьется и петляет взбешенной гадюкой, за бортом с качественной сюжетной скоростью тебя засасывают непроглядные ущелья, а фуры, идущие большую часть пути рядом в направлении столицы, гудят вокруг и мчатся навстречу бешеными паровозами Люмьер. Без многолетнего опыта не суйтесь. На Памирском тракте большая часть пути — хорошая грунтовка, но иногда каменистый неровный трэш, на легковой машине при хорошем опыте проехать можно, но ее жалко.
Бензин: дорогой и хороший. В Душанбе стоит 50 рублей за 92-й, на границе с Киргизией доходит до 60 рублей за литр.
Люди: уникальные, гостеприимные, улыбчивые и яркие.
Деньги: стабильный курс, в столице можно платить картой — все как в обычной заграничной поездке.
Ночлег: через Booking.com в Душанбе дорого, даже средний отель просит 45 долларов (хостелы дешевле, конечно), выгоднее пользоваться Airbnb. Зато выбрать можно на любой вкус: хоть квартирку, хоть частный дом. В небольших городках выбирать особо не из чего, но цены приемлемые, около 1 000 рублей за ночь. Номера в отелях запущенные, там, где мы ночевали, можно снимать «Дракулу» или «Бартона Финка». По Памирскому тракту все прекрасно. Ночуете в гестхаусах, на местных напольных матрасиках. Туалет на улице, обстановка непривычная, но чисто, тепло и удобно. Часто кормят домашним завтраком. Цены на Памирском тракте растут с высотой: от 15 долларов за двоих внизу до 25 долларов за одного в Мургабе.
Документы: к наличию регистрации относятся более лояльно, чем в Узбекистане, и штрафы ниже, но она все равно нужна. Можно договориться в отеле и купить за 30 долларов. Для проезда по Памирскому тракту необходим пермит! Теоретически его можно сделать при наличии регистрации в Душанбе в ОВИРе, но по факту можно застрять в городе и потерять дней пять. Удобнее купить из России, такие штуки ищутся в соцсетях: вам нужно разрешение в ГБАО, из Москвы стоит 30 долларов (не забудьте, что его еще нужно будет забрать, по почте не пришлют).
Еда: вкусно, только не пытайтесь искать суши или что-нибудь экзотическое — дорого. В гестхаусах часто кормят вкусным домашним завтраком, угощают едой по пути. Обедать можно в столовых в кишлаках по пути.
Места: весь Памирский тракт, озеро Искандеркуль, Нурекская ГЭС с водохранилищем, соляная гора Ходжамумин, горы и долина Чилдухтарон.
Проблемы: мойте руки как можно чаще, а еще хорошо бы предварительно сделать прививку от дизентерии. Высоко на перевалах может накрыть горная болезнь.
Что привезти: одежда, лепешки и сухофрукты у нас уже были, поэтому мы привезли сверкающий песок с Памирского тракта.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены