Дружба подобна и пику Музтаг-Ата,
и глубокому морю,
Она – духовный мост всех народов,
Независимо от пола и возраста,
Ты уезжаешь, покинув Памир,
Мы расстались с трудом,
Пик Музтаг-Ата, как будто бы, рухнул,
а глубокое море – высохло.
Я помахала рукой на прощание,
жду тебя здесь, на Памирском нагорье
Дорогие радиослушатели, сегодня в программе мы познакомим вас с китайской художницей Янь Яя – женщиной необычной. За 30 лет своей жизни она больше 20 раз была на Памире и создала серию живописных полотен, рассказывающих о жизни здешнего народа. Памир – источник вдохновения для художницы, на холсте она отражает всю свою любовь к таджикам. Солнце на Памире и чистые глаза таджикских детей – вечная тема творчества Янь Яя. Благодаря многолетнему общению художницы с местными жителями и родилась эта глубокая дружба, о которой говорилось в стихотворных строках, прозвучавших в начале программы, стих написан таджикской девушкой Бахтинишей Пулатищей, она посвятила его Янь Яя – «Я помахала рукой на прощание, жду тебя здесь, на Памирском нагорье»…
Янь Яя
«Уважаемые гости, добрый вечер! Добро пожаловать в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества на выставку знаменитой китайской художницы Янь Яя». Недавно в Штаб-квартире ШОС в Пекине прошла выставка картин Янь Яя в технике масляной живописи.
Здесь, наряду с уже знакомой многим серией замечательных работ, были представлены и 2 новые картины художницы под названием «Таджикская невеста» и «Сестры». Стоит упомянуть о том, что еще одну картину под названием «Подруги» художница написала специально для ШОС. Работа посвящена 8 странам-членам организации. На картине изображены 8 образов улыбающихся девочек из Китая, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, а также и Индии и Пакистана.
Знакомство с Памиром
Янь Яя родилась в провинции Шэньси в 1964 г., она маньчжурка. В 1987 г. художница окончила факультет живописи в Институте национальных меньшинств Северо-Западного Китая. Для написания выпускной работы на тему малых народностей Китая, она специально отправилась в Синьцзян. Это была первая поездка молодой Яя в Синьцзян. В ее воображении, этот район представлялся ей настоящим раем, источником радости и счастья, что не противоречит ее творческому стилю – она предпочитает писать большие картины, в которых использует три ярких цвета: красный, желтый и зеленый. Прибыв в Урумчи -- административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района-- Янь Яя сразу же взялась за кисть. Тогда она еще и представить себе не могла какой загадочный мир откроется для нее. Мир, с которым впоследствии она свяжет свою судьбу. Однажды, когда Янь Яя рисовала в парке, один из прохожих посоветовал ей побывать на Памире. Памир? Что это за место? Тогда она еще этого не знала.
«Раньше дорога из Пекина на Памир занимала почти полмесяца. Тогда я только что окончила институт, и денег хватило на покупку билета в жесткий вагон. 4 дня требовалось на то, чтобы доехать до Урумчи, затем еще 7 дней до Кашгара, и дальше пересадка на автомобиль, требующая двухдневного ожидания».
На Памирском нагорье расстояние между землей и небом как будто стирается. Гора Чогори высотой 8611 метров над уровнем моря и гора Музтаг-Ата -- 7509 метров – граница неба и земли. Памир с давних времен считают местом слияния разных цивилизаций. Монахи Чжу Фалань и Ань Шигао в пути за буддийскими канонами пришли именно сюда. В Книге «Путешествие в Западный край во времена Великой Тан», написанной Сюаньцзаном, тоже упоминается о Памире. Тогда он был местонахождением древнего западного государства Шейбанидов, а ныне, Ташкурган, что в уйгурском языке означает «каменный город».
Ташкурган-Таджикский автономный уезд, находящийся на Памирском нагорье, граничит с тремя странами -- Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. В этом дальнем и чистом крае живет добрый, дружественный и гостеприимный народ -- китайские таджики. Они ведут кочевой образ жизни, поклоняются природе, свету и огню. Таджики считают гору богом, защищающим их, а птицу сокол – символом, предвещающим счастье. Они и называют себя потомками сокола.
Таджики абсолютно преданны своей нации. Чувство национальной принадлежности у них значительно сильнее, чем у людей, проживающих в шумных городах. Душевная чистота таджиков врожденная, и что исключительно ценно, так это то, что эту чистоту они проносят через всю жизнь, несмотря ни на какие трудности. Красота таджикских женщин очень скромна.
«Солнечный ангел»
В начале 90 гг. прошлого века Янь Яя – в ту пору – начинающая художница – осуществила свою мечту и покорила вершину Памира. Памир в то время был краем словно бы находящимся вне пределов людского мира, а люди, живущие здесь, напоминали отшельников. Не без помощи местных властей Янь Яя смогла познакомиться с несколькими таджикскими семьями. Она хотела писать портреты детей.
Работая над картинами, Янь Яя стала вхожа во многие дома, она очень подружилась с членами некоторых семейств, где ее считали родным человеком. Каждое лето, она гостила в одной из семей, где за долгие годы дружбы стала мудрым наставником для подрастающего поколения. Она чувствовала ответственность за ребятишек и заботилась о них всю жизнь, до тех пор, пока они сами не стали взрослыми и не создали свои семьи. Как известно, большинство из этих семей – кочевые, часто переезжающие с места на место, и это означает, что процесс творчества для Янь не столь легок. Но Яя трудности не пугали, она осознанно относилась к выбранному пути.
«Изобразить человека красивым для художника не очень сложная задача, а вот показать его душу – совсем нелегко. Думаю, здесь понадобятся 20- летние усилия».
В первый раз оказавшись на нагорье, горожанка Янь Яя столкнулась бытовыми проблемами – отсутствие кафе и ресторанов, еду пригодилось готовить самой, не было даже места, где можно было бы помыться. Даже малейшую простуду необходимо было как можно скорее лечить, в противном случае, она с большой долей вероятности могла превратиться в эмфизему легких. Яя постепенно полюбила местные блюда – молочный чай и жареные лепёшки. Она часто шутила с друзьями, что профилактикой горной болезни является регулярное употребление молочного чая -- пей и все будет хорошо.
В таких условиях Янь Яя занималась своим творчеством. В Ташкургане, она писала не в мастерской, а в степи, на пастбище, у подножья гор, а также на берегах рек. Ее увлекали неповторимые пейзажи -- белые снежные горы, синее небо, степи в золотистом солнечном сиянии, но еще больше покоряли ее изумрудные и аквамариновые, бирюзовые и янтарные, самых разных цветов глаза таджикских детей и красные одеяния местных девушек.
По воспоминаниям Янь Яя, у таджикских детей не было никаких игрушек, ничего, кроме сдутого футбольного мяча, который они могли гонять по полю целыми днями с большим удовольствием. А после матча, малыши усаживались рядом с ней или резвились, демонстрируя акробатические кульбиты. «Наверное, таким образом они благодарили меня за прекрасный день, проведенный вместе», – рассказывала художница.
«Почему я так люблю таджиков? Потому, что они добрые и душевные. Ты даешь им немного, а они возвращают все. В годы, когда я занималась творчеством на Памире, я часто была растрогана до слез».
Однажды летом 2005 года, где-то около полудня, спасаясь от зноя, Янь Яя вошла в какую-то темную юрту, и здесь она увидела малыша, сидящего напротив нее, ее потрясли его светло-зеленые глаза с золотистым блеском. Янь Яя сразу же взяла кисть, а этот 6-летний мальчик по имени Халим стал героем ее знаменитой работы «Посмотри мне в глаза».
В 2003 году в Музее изобразительных искусств Китая состоялась первая персональная выставка Янь Яя под названием «Солнечный ангел», а через 6 лет, здесь же прошла еще ее одна экспозиция картин -- «От подножья до вершины горы». Именно тогда таджикские дети, образы которых были написаны еще 20 лет назад, стали известны многим.
«Жизненные условия для детей на Памире слишком тяжелые. Это я видела это собственными глазами. Так что мне всегда хотелось создать для них прекрасную атмосферу, где есть птицы, солнце, музыка, улыбки на лицах. Я использую все самые яркие цвета, хочу, чтобы, по меньшей мере, в моих картинах, дети жили весело».
В одном из сел Ташкурган-Таджикского автономного уезда – Жескаму – жила старушка по имени Нишахан, ростом она была около 176 см. Одетая в черное платье и белый платок, она всегда стояла на холме, когда Янь Яя проходила мимо. В глазах художницы, Нишахан, была словно ангел на горе. На протяжении 10 лет Янь Яя часто приходила в дом Нишахан, если они встречались где-то, то Яя с улыбкой махала старушке рукой. Между женщинами установилась молчаливая дружба.
В 2005 году Янь Яя внезапно получила печальную весть о смерти отца. Она поспешила вернуться домой. Долгие годы она писала картины, путешествуя вдали от родного края, поэтому редко видела папу, о чем жалела потом всю жизнь. Она сидела в комнате, пустой без него, и долго не смогла успокоиться. Прошли лето и осень, наступала зима, Яя все еще не могла прийти в себя после страшного удара. Вдруг она вспомнила старушку Нишахан. «Хочу увидеть бабушку, тотчас. Много лет я писала портреты детей, а почему не могу изобразить старика?»-- так думала Янь Яя. Даже ноябрьский мороз не остановил художницу, она решила вернуться на Памир.
«Когда я подъехала к селу, то вдалеке увидела, что бабушка стояла перед домом. Я подошла к ней, а она ко мне, и наконец-то, мы обнялись. Из глаз бабушки текли слезы, она была счастлива. Старушка поцеловала меня в лоб, я смотрела на ее лицо, покрытое глубокими морщинами, и поняла, что должна написать ее портрет».
«Бабушка, я хочу написать портрет для вас, ждите меня, как только окончу работу, я приеду» – сказала Янь Яя Нишахан, старушка с улыбкой кивнула головой. Вернувшись в Пекин, Янь Яя не выходила из мастерской 40 дней, она написала портрет на одном дыхании, сделала его фото на телефон и вновь вернулась на Памир. «Бабушка, я еду», – говорила себе художница.
«Пожилая женщина, одетая во все новое, встретила меня, я показала ей снимок, и она была растрогана до слез – ведь ее никто никогда даже не фотографировал, и уж тем более, не писал ее портретов. Я понимала, что работа получилась удачной».
В 2007 году художницу пригласили в Сянган, где была устроена еще одна ее персональная выставка под названием «Яя на Памире». На ней были представлены всего 10 полотен, среди них в фокусе внимания, безусловно, оказался портрет бабушки Нишахан. Перед открытием экспозиции, Янь Яя рассказала посетителям об истории, стоящей за этой картиной, о личной дружбе между ней и героиней. Только речь прервалась, двери выставочного зала медленно открылись, и все увидели портрет бабушки Нишахан. Посетители выходили растроганные до слез. Гостевая книга была переполнена теплыми словами: «Бабушка, хочу, вас увидеть», «Бабушка, вы – настоящий ангел». Сразу после выставки Янь Яя, взяв с собой гостевую книгу, отправилась к Нишахан, еще не зная, что уже никогда ее не увидит
«Год спустя, мы вместе с родными старушки побывали на ее могиле. Там я прочитала ей все теплые слова из гостевой книги. Портрет бабушки побывал на выставках во многих странах, его не раз пытались купить, но думаю, что я никогда не смогу с ним расстаться. Эта работа имеет особое значение для меня и отличается от других моих работ».
Художественный критик Юй Нина так оценила портрет «Бабушка Нишахан»: «Помню, когда я первый раз увидела этот портрет, меня окутало печальное чувство, и я растрогалась. На полотне, лицо бабушки, испещренное морщинами, и ее бездонные глаза выражали какую-то глубокую мысль, которую поймет разве что тот, кто много трудностей пережил в жизни».
«Меня зовут Ахася Татьямули. Мне 19 лет. Я учусь в школе №10 города Куйтунь в Синьцзяне». Ахася – «усыновленная» дочь художницы из села Вача Ташкурган-Таджикского автономного уезда. Она встретилась с Янь Яя, когда ей было около 6 лет. В тот день, художница вместе с солдатами пограничной охраны раздавали гуманитарную помощь для бедных. Тогда что-то дрогнуло в сердце художницы.
Янь Яя говорит: «Я стояла в самом конце команды. Подняв голову, я увидела, что у входа дома стояли мужчина с девочкой. Когда мы подошли поближе, девочка вдруг, вырвавшись из рук мужчины, бросилась к нам. Она обошла всех и подбежала ко мне с криком «мама, мама….». Я, присела на корточки и раскрыла руки для объятий. Когда мы обнялись, то обе заплакали».
Янь Яя вместе с Ахасей вошли в дом. Художницу потрясла бедная обстановка, в которой жил ребенок.
«В пыльной комнате мы обнаружили худую козу и 7 картофельных клубней. Молочный чай в кастрюле уже выкипел. Я чуть не плакала».
Когда Ахасе было 8 месяцев от роду, ее мать с сестрой ушли из дома, оставив ее жить с умственно неполноценным отцом, тем самым обрекли девочку на постоянный голод и страдания. Янь Яя решила усыновить ребенка. Картины могут кормить меня, и ее тоже – подумала художница.
Село Вача с непростыми географическими и климатическими условиями, самый бедный район в Ташкурган-Таджикском автономном уезде, стал очередным пунктом, куда приехала Янь Яя для того, чтобы продолжить творчество, но здесь ни одной картины не получилось. У нее в голове была одна мысль – об Ахасе. С одной стороны, художница хотела усыновить девочку, чтобы она получила хорошее образование и выросла здоровой, а с другой, она столкнулась с реальными трудностями. Как известно, таджики в Китае считаются малой народностью, численность которой не превышает 40 тыс. человек. Они особенно бережно относятся к детям и старикам и не позволяют чужакам увозить своих детей. Для законного усыновления Ахасы, Янь Яя пришлось приложить много усилий -- обивать пороги гражданской администрации, милиции и медицинских учреждений, но, к сожалению, у нее ничего не вышло. В конце концов, она отказалась от плана по усыновлению девочки, но взяла над ней шефство и помогала материально, дала образование. На протяжении 3 лет, которые женщина тщетно потратила на оформление документов и хождение по различным инстанциям, между Яя и Ахасей возникла глубокая дружба и привязанность.
«Каждый раз, бывая на Памире, я брала с собой Ахасю в путешествия. Она везде следовала за мной. Я рисовала в горах по два месяца, она всегда сопровождала меня. Когда же я уезжала домой, то оставляла ее с родным народом».
Время летит быстро. Так прошло 10 лет. Ахася выросла умной девушкой, свободно говорящей по-китайски. Тогда Янь Яя решила сделать для Ахаси еще один сюрприз. Она, не без помощи своих друзей, нашла родную мать и сестру девочки.
«В день встречи, мы с Ахасей прибыли в условленное место. Говорят, что между матерью и дочерью есть какая-то незримая связь. Они тотчас узнали друг друга. Наконец-то, спустя много лет, семья воссоединилась. Я сказала Ахасе – милая, ты нашла свою мать и сестру, моя задача – выполнена. Оставайтесь на Памире, живите с родными».
«Благодаря матери Яя, я уехала из маленького села Вача. Она привезла меня в город Ланьчжоу, где я поступала в детский сад, а затем в школу. Но я часто говорила ей, что скучаю по дому, и она меня жалела и привозила обратно, так и жили: между Ланьчжоу и Вачей. Тогда я, действительно, доставляла ей немало хлопот, и сейчас хочу сказать слова благодарности за все сделанное для меня»!
На протяжении 20 с лишним лет, Янь Яя побывала почти в каждом уголке Ташкурган-Таджикского автономного уезда. Здесь ее называют не просто художницей, а дочерью Памира. Каждый год во время очередного путешествия в эти края, она не только искала возможность для творчества, но и возможность помочь людям. Она привозила таджикским детям книги, карандаши, линейки и другие вещи, которые могли их порадовать. Она пользовалась большой любовью детворы, а некоторые из ребят даже стали увлекаться рисованием, в том числе и 23-летняя Бахтиниша Пулатища.
«Еще в начальной школе я первый раз увидела картины Янь Яя, которые меня сильно увлекли. Эти картины такие солнечные и теплые. Мне повезло, в 2018 году я лично познакомилась с мастером. Чувствую, что любовь Яя к таджикскому народу превысила по масштабам даже ее творчество. Она навсегда останется моим кумиром, подталкивающим к осуществлению мечты. Я многому у нее научилась, не только приемам живописи. Творчество позволяет самому художнику испытывать радость и делать счастливыми других. Учитель Яя и ее позитив всегда меня воодушевляют».
Дорогие друзья, на этом мы заканчиваем сегодняшнюю программу.
Благодарю за внимание! До встречи!
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены