В столь экзотическую экспедицию российские ученые еще не отправлялись: они искали то, чего вообще не может быть. И, кажется, нашли. Исследователи Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), похоже, решили основательно прошерстить своими экспедициями Азию. Три последних года участники Центрально-Азиатской этнографической экспедиции колесили по обширному региону, выполняя те или иные задачи. Но самое необычное задание выпало на долю сотрудников отдела этнографии Центральной Азии. Путешествуя по той части Таджикистана, которая вплотную примыкает к Памиру, они собирали сведения о существах — то ли живых, то ли вымышленных, — о которых в этих краях рассказывают всякое-разное. Крыша мира оказалась единственным в своем роде на планете Земля заповедником, в котором сохранились уникальные верования, в одинаковой мере сочетающие реальные и фантастические образы. Исследователи пришли к выводу, что памирцы не только верят в духов, но устроили свой жизненный уклад так, будто эти духи находятся бок о бок с ними.
Пограничники миров
Исследование происходило в той части Памира, где находится Горно-Бадахшанская автономная область, по сей день остающаяся малоизвестной остальному миру. Тому способствовали изолированность этого высокогорного региона от равнин и суровый климат. Не будет преувеличением, если скажем, что Памир для многих людей и сегодня настоящая terra incognita. Люди, живущие здесь, занимаются главным образом скотоводством, но для науки, и в частности для этнографии, они представляют невероятный интерес — это почти нетронутая цивилизацией общность, много лет остающаяся один на один с первозданной природой. Местные жители, считают некоторые исследователи, будто бы стерегут границу с параллельным, изначальным миром.
Памирцы-бадахшанцы в большинстве своем люди верующие. Только вот не совсем просто разобраться в том, во что и в кого они верят. В основном в почете здесь ислам шиитского толка. Однако об истории исмаилитов Бадахшана известно очень немного, и скорее всего, как предполагают ученые, местное население долго оставалось верным различным древним иранским культам, к которым примешались и элементы буддизма. Получилась странная и удивительная смесь с причудливым смысловым и эмоциональным наполнением, и в этой смеси вымысел трудно отличить от реальности.
Духи природы
Как оказалось, памирцы, как мало кто еще на планете, верят в сверхъестественные силы, духов и демонических существ. Эта вера остается практически неизменной на протяжении тысяч лет. «Разумеется, мы не преследовали цель во время экспедиции собрать сведения о памирском пандемониуме во всей его полноте, — рассказывает руководитель экспедиции доктор исторических наук и главный научный сотрудник Кунсткамеры Рахмат Рахимов. — Мы собирали информацию лишь о некоторых сверхъестественных существах, о которых наиболее часто говорят на Памире».
Такое впечатление, что представления о невероятных существах пронизывают все сферы жизни памирских горцев. И как они только с этим живут? Да очень просто, как будто так и нужно. В равной степени духи присутствуют и в быту, и в обрядах, сопровождающих ключевые события — рождение, инициацию, свадьбу, похороны. Представления о зле, творимом демоническими существами, отражаются в обереговой магии — талисманах и амулетах, призванных оградить человека от воздействия духов.
Природу горных духов, которая так близка памирцам, европейскому человеку понять довольно сложно. С одной стороны, они воплощаются в амулетах и оберегах, но с другой — как бы существуют физически. Местные верят, что духи живут в различных природных объектах — деревьях, горах, реках. Есть, например, демон, именуемый «бросающий камни», который ничего хорошего путнику не принесет. И любой камнепад можно с успехом списать на него. Или существует дух, которого называют «тот, кто давит». Ему памирцы приписывают то, что любой человек с равнины назвал бы проявлением горной болезни — давление в груди, одышку.
Наиболее популярные и известные персонажи среди памирских существ — это пари. Они, как правило, женского рода. «Многие памирцы рассказывали нам, — говорит Рахмат Рахимов, — что между людьми и пари нередко возникает любовная связь. В одном из кишлаков жители считают себя полудемонами-полулюдьми. Согласно бытующей здесь легенде некогда один охотник вступил в связь с пари в образе прекрасной девушки, их потомки основали это селение и до сих пор носят в себе гены пари». Как говорится, поверьте на слово.
Снежная женщина
Памирцы считают пари чистым и добрым духом, который покровительствует охотникам и пастухам. Не случайно в жилищах, на заборах и просто на отдельно лежащих камнях горцы расставляют рога козлов. Это дань пари. И одновременно защита от злых демонов.
Ни один местный житель не признался участникам экспедиции напрямую в том, что видел демонов и духов воочию. Зато рассказывали, что их видел сосед, знакомый, брат, знакомый брата и так далее. Это своеобразный способ сохранения тайны. К тому же не стоит забывать, что общение с духами — это признак их расположения к человеку, признак грядущих изменений в судьбе. По крайней мере так считают и в это верят памирцы и молчат, чтобы не спугнуть удачу. Одно из мифических существ — алмасты, которое давно считается тем самым йети, что много раз видели не только объятые демонами горцы, но и путешествующие по Памиру чужаки. Рахмат Рахимов, выслушав массу свидетельств и легенд об алмасты, пришел к выводу, что алмасты на самом деле женщина, причем одичавшая и потому имеющая отталкивающую внешность. Интересно, что о ней в отличие от других духов памирцы рассказывали довольно охотно, а некоторые и вовсе уверяли, что вступали с ней в схватку и выходили победителями. После этого, мол, алмасты на долгое время уходила подальше от людей. Но вот что в рассказах об алмасты правда, а что вымысел? Наука пока ответить бессильна.
Иное измерение
Собственно, к чему весь этот рассказ о духах? Дело в том, что населяющие эту территорию народы — бартанцы, ваханцы, ишкашимцы, хуфцы, шугнанцы — говорят на языках взаимонепонимаемых и даже не имеющих до настоящего времени письма. Но тем не менее умудрились каким-то непостижимым образом сохранить свои необычные верования, включающие в себя, как сказали бы ученые, наряду с официальной идеологией ранние домонотеистические (дохристианские или домусульманские) представления и обряды — языческие по сути. Возникает интереснейший вопрос: почему же древние формы воззрений, называемые языческими, и связанные с ними обряды бытуют до настоящего времени? Объяснить это можно только тем, что связаны они с актуальными проблемами людей, отражают вечные стороны бытия и восприятия человеком окружающего мира. В такой ситуации трансформироваться способна внешняя форма ритуалов, может измениться терминология, но суть верований останется неизменной. Как и много веков тому назад, традиционные верования и ритуалы связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, получением необходимой информации от представителей сверхъестественного мира духов для принятия решения в тех или иных жизненных ситуациях. И в этом бадахшанцы уникальны в своем роде на планете Земля. Ведь Памир — это не только нагромождение гор, это иное измерение, где душа будто возвращается к своим древним истокам. Главное, чтобы злые духи ей в этом не помешали.
Мнения
Павел Башарин, кандидат философских наук, заведующий кабинетом иранистики Российского государственного гуманитарного университета:
— Вопрос о том, существуют ли демоны, стоит в одном ряду с вопросами о существовании ангелов и Бога. Наука избегает ответов на эти вопросы. А вот картина формирования демонологии на Памире довольно специфична. На нее сначала наложилась зороастрийская традиция, потом — мусульманская, а затем и тюркский слой. Такие мифологические существа, как джинны с Аравийского полуострова, после исламизации стали осознаваться как местные демоны — дэвы. Произошел синтез. Или, например, раньше пери осознавались как благие существа. Потом превратились в гурий — злых духов. А потом произошла еще одна мутация, и пери снова превратились в добрых. Такие метаморфозы на Памире не редкость.
Антон Алексеев, кандидат исторических наук, доцент кафедры Центральной Азии и Кавказа восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета:
— Есть регионы мира, где по тем или иным причинам традиционные мировоззрения сохраняются лучше. Естественно, это замкнутые районы, преимущественно высокогорье, к которому относится и Памир. Но наивно было бы полагать, что сегодня памирцы поголовно объяты демонами. Не нужно воспринимать этот мир в средневековом виде. Это лишь один из аспектов их культуры. Просто сама этнопсихология этого народа отличается от нашей.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены