Наука выживания
На последних месяцах беременности переселенка из Таджикистана Назгуль обеспечивает семью, посудомойкой в кафе. Она рада, что здесь в Баткене у нее есть работа. «В Таджикистане я бы не выжила», говорит Назгуль.
Город Кызылкия Баткенской области, который находится на пересечении автотрасс «Ош—Сулюкта» и «Ош—Фергана», главная цель идущих из Таджикистана переселенцев. Здесь есть железная дорога, питьевая вода и работа. Город расположен на высоте 1058 м над уровнем моря. Зимний период недолгий, сравнительно теплый. Лето жаркое, сухое. Водоканал работает по графику, несколько часов в день. Но, переселенцам из Мургабского района Горно-Бадахшанского автономного округа Таджикистана не привыкать. В родном краю доставать воду нужно было самим. В течение 20 последних лет из Мургабского района в город Кызылкыю переехало около 200 семей этнических кыргызов. Еще столько же переселенцев из Узбекистана.
«У нас в поселке Мургаб проживает 15 тысяч человек. Это высокогорье, там сильные ветра. Деревья не растут, картошка не растет, только дикий кустарник. 50% населения – безработные. Остальные, в основном, занимаются скотоводством. Для мужчин особенно нет работы. Там протекает небольшая река Ак-Cуу, на ней ГЭС не очень большой мощности. Зимой людям дают воду через день», - рассказывают таджикские кыргызы о своей прежней жизни. Приезжая в Кыргызстан, они получают регистрацию на полгода. Многие продлевают эту временную прописку уже более 10 лет. «Мы в Мургабе выставили дом на продажу и опять в Кыргызстан вернулись. Здесь работа есть, и для мужчин и женщин», - рассказывает 36 летняя Назгуль.
Два года назад она родила третьего ребенка в Кызылкийской больнице. «С меня потребовали штраф в 2 тысячи сомов, потому что я таджикистанка. Никак не могу получить кыргызский паспорт, нет ни времени, ни возможности», - говорит Назгуль. Она живет с тремя детьми и пожилым отцом. С супругом разошлась. На последних месяцах беременности Назгуль обеспечивает семью, посудомойкой в кафе. Рада, что есть работа, говорит, в Таджикистане бы не выжила.
Со слов местных жителей, большинство мургабцев нуждаются в медицинском обследовании. Но, к медикам они обращаются только в экстренных случаях. «Из-за тяжелой работы почти у всех мужчин радикулит и сердечные заболевания. У женщин рано выпадают зубы, видимо от нехватки витаминов, у детей рахит по той же причине», - уверена жительница г. Кызылкыя Руфина Хидирова. По заверению властей, переселенцам врачебная помощь предоставляется бесплатно. «И обследование и госпитализация у нас бесплатные. При наличии кыргызского гражданства. Если паспорта нет в помощи тоже не откажут», - завил вице-мэр г. Кызылкыя. Переселенцы из Мургаба снимают квартиры в самых бедных районах. Мужчины берутся за самую тяжелую работу. «Мы живем в очень стесненных условиях. Наш заработок в день на семью составляет 200 сомов. Большая часть этих денег уходит на оплату аренды за жилье», - рассказывает переселенец из Мургабского района Мамаражаб Кадиров.
«У нас есть переселенцы из Мургабского и Джиргитальского районов. Так вот, они совершенно разные. Мургабцы очень бедные, работают разнорабочими, не суетятся по поводу гражданства. А джиргитальцы зажиточные, у них есть здесь и дома и земля, обеспечено живут», - рассказал вице-мэр г. Кызылкыя Жамалилдин Рахматуллаев. Однако, и те и другие переселенцы сетуют: «вернулись на этническую Родину, а как будто совсем в чужую страну попали». «Есть такая проблема, местные воспринимают приезжих как людей низкого сорта. Часто такое бывает, стою в очереди за водой и вижу как местная кыргызска выкидывает ведра переселенки-таджикистанки и выталкивает ее из очереди, мол «езжай туда откуда приехала!», - вспоминает жительница г. Кызылкыя Руфина Хидирова.
Земля обетованная?
Два месяца назад 126 семьям этнических кыргызов-переселенцев из Таджикистана пообещали выделить землю после 20 лет ожидания. «В Бургандинском массиве Кадамжайского района выделено около 3 тысяч га. Пока все на стадии подготовки документов. Никто землю еще не получил. Переселенцы подают заявления на землю. Сейчас в главном департаменте муниципальной собственности идет расследование каждого заявления», - сообщил «Озодагон» вице-мэр г. Кызылкия Жамалилдин Рахматулоев. Ранее, получение земельного участка для этнических переселенцев было затруднительным ввиду отсутствия гражданства, говорят власти. Проблемы, с которыми столкнулись переселенцы, впервые были подняты во время рабочей поездки премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева в конце прошлого года. По словам представителей власти, в настоящее время проблема с обеспечением паспортов практически решена. Выделение земель будет осуществляться в порядке очередности после подачи заявителями необходимого пакета документов.
«Мы очень рады тому обстоятельству, что нам будут выделены земельные участки. Теперь подспорьем в становлении этнических кыргызов стало бы выделение государственных льготных ссуд для строительства индивидуального жилья и инвестиций для обеспечения занятости населения и повышения уровня жизни», - отметил председатель общественного объединения «Сары-Кол», представитель этнических кыргызов Мамаражаб Кадиров. Но, как выяснилось, не все семьи переселенцев спешат подавать документы на получение земли. «Земли эти находятся около 80км. от города Кызылкия, в селе Бурганда, на этих землях проблема с водой. Чтобы начать обработку, посев, поставить постройки - требуются первоначальный денежный капитал. Для нас – это мечты! Пока заработка едва хватает на оплату жилья, коммунальные услуги и пропитание», - поделилась переселенка из Таджикистна Гулькаир Раджапова.
Большинство семей живут по графику трудового мигранта
Весной, летом и осенью - на заработки в Кыргызстан, зимой – отдых в Таджикистане. По словам Гулькаир, многие ее соседи ничего о бесплатных земельных наделах не слышали «Здесь не у всех телевизор есть, откуда можно узнать такую информацию?», - говорит она. Сама Гулькаир приехала в Кызылкию с мужем и тремя детьми 4 года назад. Уже год, как семья подала документы на получение участка. «Пока нет никаких результатов. Говорят, что нет земли. Ждите своей очереди! Мы очень хотим получить обещанную государством землю! Даже если не получится там что-то построить или вырастить, то хотя бы продадим местным жителям, либо сдадим в аренду», - говорит Гулькаир. Участок земли под строительство дома в Баткенской области стоит 120-200 тысяч сомов ($3-5 тыс.). По словам переселенцев, ни одна семья приезжих таджикистанцев не может себе позволить купить надел.
27 мая 2013
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены