"Крыша мира", как называют Памир, хранит множество тайн, в неприкосновенности дошедших до наших дней. Я стоял на вершине "Крыши мира", и взор мой обнимал все окружающее пространство на сотни километров. Более прекрасного ощущения я никогда еще не испытывал. Казалось, здесь начало мироздания, я на другой планете; единственный человек.
Передо мной простиралась звезда или свастика, из величайших хребтов мира: Памира, Гинукуша, Каракорума, Кун пуня, Тянь-Шаня, Синьцзяна. Эти места таили в себе самые удивительные чудеса и самых невообразимых зверей. Думаю, что тот, кто владеет "Крышей мира" тот владеет всем миром и миром в нем. В это верил орипософ – чудак, спавший на ящике с книгами, друг Достоевского, космист Николай Федорович Федоров. Он считал, что после Палестины нет более священного места, чем русско-китайский Памир между Ираном и древним Тураном.
"Вселенский Памир – центр цивилизации». Возможно, здесь, в Алигурской долине и была первая великая цивилизация ариев, потомков сына Ноя Иафета, сохранившая в чистоте заветы своего праведного отца. Отсюда вследствие неведомых нам событий, произошедших во 2 тысячелетии до Рождество Христова, возможно, войны или стихийных бедствий, начался великий исход арийских народов на север, в Туран, и на юг, в Древний Индостан.
... В антологическом духовном плане Памир является центром цивилизации.
Мифологическая гора Меру — ось мира, первое место, где некогда остановился у появившийся суши Ноев Ковчег.
Кроме «вселенского Памира» существует еще духовный.
Федоров считал, что там находятся могилы праотцов и бывший рай Эдем. Согласно апокрифическим преданиям, Ной после потопа вывез в эту землю прах первочеловека Адама, и в ней поныне покоятся забытые предки арийских и анарийских племен, потомков Иафета, Сима и Хама. Все это подтверждают и киргизское легенды о вершине Мустага. В своих философских воззрениях великий мыслитель противопоставляет духовный Памир материальному Офиру, месту, где ранее были золотые сокровища.
«... Цена жизни -Памир, золото, обращения в прах — Офир»
Материальный Памир, могилы предков, останки праотцов, зов вечной жизни — это в потустороннем мире рай, Офир — его противоположность, суетность мира, а в потусторонней жизни ад.
Египетские пирамиды, построенные после великого переселения народов, являлись прообразом мировой оси Памира, на что может указывать наличие в словах «Пирамида» и «Памир» общего анаграмматического созвучия.
С древнейших времен для различных завоевателей обладание Памиром было сродни обладанию господствующей высотой. Видно, завоеватели знали, что тот, кто владеет «Крышей мира», владеет всем миром, поэтому в эти издревле труднодоступные места шли великие завоеватели полководцы со своими бесчисленными войнами — пехотой и кавалерией, которых весьма непросто было доставить в эти горы. Первые упоминания о таком военном походе можно найти у Ктезия и Диадора Сицилийского. Они сообщают, что в 1200 году до Р. Х. ассирийский царь Нин двинул на Бактрию огромное войска и завоевал ее.
Прельстили ли его богатство месторождений знаменитых самоцветов, лалов и лазурита. Были ли иные причины?
Устремил свои взоры на прекрасную высокогорную страну, и знаменитый Кир и также покорил ее, что вызвало удивление мидянского царя Астиага, его деда: «Удивительно, как эти люди, питающиеся фисташками, могущие сражаться с такой храбростью, побеждены Киром?»
Не обошёл своим вниманием древнюю Трансокиану (один из синонимов Памира) покоритель вселенной Александр Великий. В своем индийском походе он пересек хребты родины ариев. Воспоминания о нем и сейчас живы среди памирского народа.
В 7-8 веках арабы в главе с Кутайба прошли под знаменем ислама по горам Центральной Азии.
Долгое время считалось, что Чингисхан не бывал на Памире, но вот в летописи Рашид ад-дина есть упоминания о посещении великим ханом вершин «Крыши мира». До сих пор на Памире горы, носят имя великого завоевателя.
Великий завоеватель Бабур, прошедший через Памир из Андижана и покоривший Кабул, был так же восхищен красотами Памира: «Андарабские, Хостские, Бадахшанские горы покрыты аргой (мелкая разновидность кедра) изобилуют источниками и поднимаются полого; трава на горах, на холмах и в долинах одинакова хорошая».
Путешествуя по Памиру, я встречал следы прошлого: древние арабские крепости-работы (арабское слово рабат -означает «защитник веры»), ставшие позднее караван-сараями Великого шелкового пути.
В Вахане много крепостей древних ваханских правителей, обычно выходцев из Китая, много развалин киргизских крепостей в Сары-коле, называемых обычно кафир-кала.
В 18-19 в.в.; как и в начале эры, значительная часть Памира была захвачена китайцами. На озере Балан-Куль они построили храм, от которого до нашего времени сохранились статуя Кемпыр-старухи и астрологический камень Саме-Таш, позже отвезенный в Хорогский музей.
Во-первых, Памир-это древняя Арианом-Вайджа, родина всех народов, и в первую очередь индоевропейцев. Это, как полагают, и первое христианское царство Пресвитера Иоанна, которое было в Западном Бадахшане с 6 по 8 век н.э. Это и отрезок пути в Индию, по которому в незапамятные времена ходили русские люди в Средние века эти пути были забыты или недоступны. И лишь «хождение» Афанасия Никитина и посольские миссии в Индию и Иран Петра и Елизаветы вновь открыли для России старые караванные пути на восток.
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром,
Я слышу ваш топот чугунный
Над еще не открытым Памиром
Настоящий поэт – Валерий Брюсов в своих стихах предвидел будущие судьбы человечества и роль Памира в их совершениях. Горы Памира – это не простого головокружительные высоты, это некая другая страна, где действуют иные законы, часто диаметрально противоположные тому, с чем мы встречаемся на равнина, да и не только на равнинах.
Ни Кавказ, ни Саяны ни даже Тянь-Шань не имеют того, с чем вы можете встретиться на Памире.
В положительном аспекте горы снимают фрустрации и придают смысл жизни. Оздоравливают организм, излечивают многие болезни, улучшают слух, зрение, развивают голос, и дыхание.
Пожалуй, самое удивительно состояние души, ощущается после возвращение из этих гор.
Вероятно, путешествие по Памиру дают некий эффект расширения сознания, давно известный мистикам, различных толком и малоисследованной наукой появляется чувство некой все объемной любви и блаженства, абсолютной свободой в душе.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены