Курс на Хорог: Полёт был отличным (фото)

В СССР Таджикистан называли самой летающей республикой.

 

Ровно 90 лет назад (только подумать!) в 1929 году в Хорог прилетел первый самолёт. С тех пор много чего изменилось. С тех пор самолёты летать туда перестали...

 

Есть ещё одна памятная дата - в июле 1989 года коллектив таджикского управления гражданской авиации добился самой высокой в отрасли регулярности полётов.

 

По эффективности использования воздушных судов Як-40 и Ан-28 Таджикское управление вышло на первое место в Аэрофлоте. В 1988 году аэропорты республики обслужили свыше двух миллионов пассажиров.

 

Тогда в сутки из Душанбе в Хорог и обратно было от 10 до 14 авиарейсов! Билет стоил всего 16 рублей (для сравнения стипендия студента была 40 рублей, а зарплата уборщицы - 90).

 

Сегодня всё изменилось: отсутствие регулярного воздушного сообщения с областью тормозит развитие Памира. Да и как можно говорить об этом самом развитии, если предприниматели тратят 14-16 часов на дорогу из Душанбе в Хорог? Это время - слишком высокая цена, которую платят потенциальные инвесторы.

 

Как в горном крае, реализовать стратегию по привлечению туристов в область, если отсутствие прямого авиасообщения сдерживает их рост? По словам экспертов, давно настало время создать программу льготного субсидирования авиаперевозок на Памир.

 

...Пока же в Хорог летает только частная компания «Pactec International». В их самолёте помещается 6 пассажиров, а билеты сейчас (в период скидок) стоят $100.

 

Государство позволить себе летать в область не может. Не рентабельно.

 

Как это было

Ну, а мы собрали для вас хронику, как не в таком уж далёком прошлом развивалась авиация на Памире.

 

1929 год, экипаж самолёта Юнкерс F.13 в составе пилота Николая Баранова, бортмеханика А. Вельмера, лётчика А. Прохорова проложили воздушную трассу на Памир. В честь этого события недалеко от Хорога была поставлена каменная плита. Арабской вязью учитель из кишлака Поршнев Охон Назарбеков на ней высек слова: «Хорог, 1929 год, к нам прилетел первый самолёт».

 

1932 год, экипаж самолёта Р-5 в составе пилота Капулло и бортмеханика А. Панфилова первыми установили регулярное воздушное сообщение между Сталинабадом (Душанбе) и Хорогом.

 

1933 год, выполнен пассажирский авиарейс из Душанбе в Хорог на самолёте «Сталь-2».

 

1933 год, выполнение командиром памирского авиазвена, лётчиком Сергеем Любченко первого полёта из Хорога в Мургаб.

 

1936 год, в Душанбе поступили 4 лёгких транспортных самолёта ПР-5, их поставили на трассу Душанбе-Хорог.

 

1940 год, открыта авиалиния Душанбе – Ишкашим.

 

1945 год, в Таджикское управление Гражданского воздушного флота поступило три самолёта Юнкерс Ю-52/3м (немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт), один из которых летал на линии Душанбе-Хорог.

 

1948 год, в Таджикское управление Гражданского воздушного флота поступили два советских транспортных самолёта ТС-82. Они обслуживали линию на высокогорный аэропорт Хорог.

 

1950 год, в Душанбе прибыли два самолёта Ан-2. 12 декабря экипаж Ан-2 (командир Виктор Ивелев) выполнил первый полёт из Душанбе в Хорог.

 

1958 год, прибытие в Хорог самолётов Ан-6 (высотный вариант Ан-2).

 

1968 год, в аэропорту Хорог впервые приземлились два самолёта Ан -24.

 

1970 год, начало эксплуатации пассажирского самолёта Як – 40 на линии Душанбе – Хорог.

 

1979 год, самолёт Як – 40 выполнил первый пассажирский рейс из Душанбе в Мургаб. Полёт длился всего один час, тогда как дорога на автомобиле занимала двое-трое суток.

 

1987 год. Самолёт Ан-28 впервые совершил пассажирский рейс в Хорог.

 

 1 1
Хорогский аэропорт. Пассажирские самолёты Як - 40 готовятся к вылету.
 1 2  1 3
1929 год, экипаж самолёта Юнкерс F.13 - Николай Баранов, А. Вельмер, А. Прохоров проложили воздушную трассу на Памир. 1932 год, самолёт Р-5 на воздушной трассе Душанбе – Хорог.
 1 4  1 5
Пассажирский самолёт ПР-5 на воздушной трассе Душанбе – Хорог, 1940 год. Фото Николая Софьина. Лучший экипаж Таджикского ГВФ самолёта ТС-82, летающий на авиалинии Душанбе – Хорог, 1949 год. Командир воздушного судна - первый слева Беришев. Фото Николая Софьина.
 1 6  1 7
Пассажирский самолёт ТС-82 выполняет обычный рейс Хорог - Сталинабад. На борт самолёта заходят лучшие школьники – пионеры ГБАО, отправляющиеся в пионерский лагерь «Артек». 1938 год. Самолёт санитарной авиации Душанбинского аэропорта приземлился в одном из отдалённых горных кишлаков Памира для перевозки больного в столицу и оказания экстренной медицинской помощи. В то время такого рода транспортные услуги оказывались населению совершенно бесплатно.
 1 8  1 9
Сотрудники Хорогского аэропорта, 1965 год. В центре начальник аэропорта Михаил Победа, стоит Б. Мараматшоев, слева сидит А.Азизбеков, справа Ш. Мирмамадов. Як – 40 совершает посадку в Хорогском аэропорту. 80-е годы.
 2 1  2 2
Ан-28 спешит в Хорог, 1989 год. Самолёт Аэрофлота Як – 40 в аэропорту Мургаба.

 

Фото предоставлено Гафуром Шерматовым

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены