Где искать клад? Наверно там, где его можно спрятать. Где же прятали клады? Ну, с морем всё ясно. Пираты, затонувшие корабли. А вот, если на суше? Карты сокровищ. Легенды о сокровищах. Хоть раз в жизни надо попытаться их найти. Да, возможно, деньги и драгоценности были когда-то нажиты нечестным путем. Но сегодня они просто сокровища, хотя нет, это - настоящие сокровища, и поиск их - благородное и экзотическое занятие. Как же попали в пещеру люди, прятавшие сокровища высоко в горах, не имея специального снаряжения, раз пещера находится в отвесной скале? Сколько смельчаков пыталось добраться до несметных богатств? Близок локоток, да не укусишь! Стена, с альпинисткой точки зрения, непростая. Но попытки не прекращаются.
Легенды о несметных сокровищах мрачных подземелий будили воображение, будоражили и звали в дорогу, к новым приключениям и открытиям. Последней каплей послужили рассказы знакомых альпинистов и статьи в газетах о труднодоступной и легендарной пещере Мататаш (Восточный Памир). Несмотря на скромные размеры, Мататаш является одной из самых известных пещер Средней Азии. Редко, какой рассказ или книга о Памире обходится без упоминания о легендарной пещере возле озера Ранг-куль. Легенда о расположенной в середине отвесной скалы высотой около 500 метров и находящейся на высоте свыше четырех с половиной тысяч метров пещере насчитывает несколько столетий. Она гласит, что лет 300 тому назад, зимой, в Рангкульской котловине на высоте свыше 4000 метров китайские войска, совершившие удачный набег на богатые города Бухару и Самарканд, захватили богатую добычу.
Найдя хорошие пастбища по берегу озера Ранг-куль, они решили здесь и зазимовать, разбилв лагерь возле скалы с пещерой. Но вскоре выпал такой глубокий снег, что лошади не смогли добывать из-под него корм и начали погибать. Постепенно кончилось и продовольствие. Начался бунт. Самые отчаянные из солдат ночью взяли лошадей, часть награбленных драгоценностей и бежали из лагеря. Для того, что бы за ними не было погони, они перерезали жилы на ногах всем оставшимся лошадям. К утру лошади погибли, а китайские войска оказались в беспомощном положении, занесенные снегом, без лошадей и продуктов. Чувствуя неминуемую гибель, они решили спасти хотя бы своё богатство.
Выбирая место для тайника, они остановили внимание на пещере, видневшейся высоко в скале. Оставалось только найти способ добраться до неё. Солдаты разрезают трупы лошадей на куски и прикладывают их к отвесу скалы. Куски крепко примерзают к известняку, из которого состоит скала, - таким образом, получилась вертикальная лестница. Сложив в пещеру все награбленные сокровища, китайцы поселились в другой пещере, поблизости. Но вскоре все погибли от холода и голода. С наступлением весны куски мяса оттаяли и упали, пещера снова стала неприступной.
Много с тех пор было смельчаков, пытавшихся добраться до сокровищ легендарной пещеры, но безуспешно. И тогда люди решили, что сокровища охраняет нечистая сила. Лет сто пятьдесят тому назад один из местных жителей воспользовался суровой зимой и, перерезав весь свой скот, решил повторить описываемую в легенде историю, сделав такую же кровавую лестницу, какую сделали китайцы. Он добрался до пещеры, но, лишь только заглянул в нее, как услышал страшные звуки Он так испугался, что упал вниз с двухсотметровой высоты и разбился. Потом, через много лет появился в тех местах человек, который отважился подняться по отвесной скале, цепляясь за ее выступы и неровности. Считается, что, добравшись до пещеры, он увидел сложенные в ней ятаганы, сундуки и разные тюки, но между ними сидел страшный черный зверь. Таджик его испугался и тоже упал со скалы, разбившись насмерть. После этого уже никто из местных жителей не отваживался влезть в пещеру.
Тем временем сокровища время от времени напоминали о себе. То парчовый халат из пещеры выдует ветром, то выпадет оттуда серебряное ведерко... Рассказывают, что последний раз выпадали разные вещи из пещеры лет 40 тому назад. И все, кто слышал эту легенду, проезжая по дороге возле скалы, с завистью посматривают на пещеру сокровищ. До легендарной пещеры на протяжении последних пятидесяти лет неоднократно пытались добраться и альпинисты, и спелеологи из Ташкента, Ленинграда, Москвы, Одессы. Но, подобравшись по отвесной стене почти к самой пещере, альпинисты каждый раз были вынуждены отступать из-за нависающих перед входом плохо скрепленных между собой каменных плит. Все попытки проникнуть в пещеру сверху также оказались тщетными. Над пещерой нависал мощный скальный карниз, который не позволял спускавшемуся на тросе альпинисту закачнуться в пещеру.
Визуальный осмотр с расстояния в несколько метров видимой части пещеры ничего не дал. Никаких тюков или сундуков с сокровищами видно не было – лишь нагромождение камней, да уходящий вглубь скалы ход… Снизу были хорошо видны какие -то похожие на тюки белые предметы, в то время, как породы, слагающие скалу – серого цвета. А в пещере, как и гласит легенда, действительно живут несколько громадных белоголовых сипов. Название пещеры, по всей вероятности также связано с якобы спрятанными в ней сокровищами. Слово «Мата» означает - тонкая белая материя местного производства, а «Таш» - камень.
И ещё одна легенда - о пещере Сыйкырдуу-ункюр. Она гласит, что в пещере есть подземный ход, который ведет в Китай и Афганистан, причём такой большой, что по нему можно даже провести караван. Вот к этой-то пещере несколько лет тому назад под руководством автора этой статьи и отправился небольшой спелеологический отряд. Почти двое суток добирались мы на стареньком дребезжащем ЗИЛе по узким, извилистым горным дорогам к цели нашего почти авантюрного путешествия, - озеру Рангкуль, - у которого и расположена легендарная пещера.
Наужно ревя чихающим от перегрузок и жары мотором, грузовик, до отказа набитый снаряжением, с трудом преодолевал, казалось, нескончаемые перевалы. Наконец, взят самый высокий перевал, высотой более четырех с половиной тысяч метров, и - мы уже на гигантском горном плато. Остановились перекусить у небольшого кафе для водителей на берегу высокогорного озера Каракуль и - снова в путь, по печально известному своими авариями Памирскому тракту Ош - Хорог. Наш водитель не удержался от известной среди шоферов Памира прибаутки: «От Хорога до Оша – эх, дорога хороша... А от Оша до Хорога, - ох, хорошая дорога!». Но, чтобы понять её смысл, нужно самому проехать весь этот почти восемьсоткилометровый путь. Дорога здесь очень узкая, - почти невозможно разъехаться двум автомашинам. С одной её стороны - пропасть глубиной несколько сот метров, с другой - отвесная скальная стенка.
Иногда дорога так узка, что колеса автомобиля почти вплотную едут по краю обрыва, и автомашине идущей сверху, надо пятится назад, до небольшого «кармана» в скалах, где можно разминуться. Часто бывают здесь камнепады, а многочисленные перевалы иной раз так круты, что на них въезжают на задней скорости. Наконец, развилка, - мы сворачиваем вправо, проезжаем ещё несколько километров и перед нами открывается вид на довольно широкую долину и озеро Рангкуль. За озером виднеются глинобитные домики одноименного высокогорного поселка. Но мы сворачиваем к подножью огромной скальной стены хребта Чаракташ, возвышающейся над долиной и озером на добрых полкилометра. Примерно посередине совершенно отвесной скалы виднеется темное, продолговатое отверстие входа в таинственную пещеру Мататаш. Но наша первоочередная задача - отыскать пещеру, где погибли китайцы.
По описаниям, она расположена в ущелье на склоне Чаракташа с противоположной от Мататаша стороны. Лагерь ставим на высоте четыре тысячи метров у подножья очень крутой каменистой осыпи. Почти в самой верхней её части, под самым гребнем, на высоте почти пяти тысяч метров, виднеется вход в нужную нам пещеру. Добираться до неё - не меньше часа, осыпь очень крута, а снаряжения слишком много. Неизвестно, что нас ожидает внутри, поэтому решили сделать первый выход в пещеру разведочным. Подъём, даже налегке, занимает почти сорок минут – слишком крута осыпь, и камни приходят в движение от каждого неосторожного шага, вызывая настоящий камнепад. Поэтому идём кучно, серпантином, стараясь не находиться друг под другом.
Небольшой отдых у входа - и с замирающим сердцем вступаем под своды таинственной пещеры. Ведь с этой пещерой тоже связана очень любопытная, и даже трагическая легенда. Однажды, как гласит легенда, несколько местных жителей полезли к пещере в надежде найти проход, соединяющий пещеры и попытаться добраться до сокровищ. Войдя в пещеру, они нашли много золы от костра и груду человеческих костей. Потом пошли по длинному и узкому коридору, где было много громадных летучих мышей, часто задувавших светильники.
Шли они этим коридором около трёх дней и, наконец, наткнулись на громадный человеческий череп. Люди испугались и вернулись обратно. Были и другие попытки пройти этим коридором, но все, кто пытался это сделать, всё равно возвращались. Одни видели какого-то сидящего человека, другие страшного черного зверя. И всё это, как гласит легенда, убедило суеверных искателей кладов, что сокровища в пещере действительно есть, но крепко охраняется шайтаном. Пещеру киргизы назвали "Сыйкырдуу-ункюр", что в переводе значит "Заколдованная пещера". Было и еще несколько попыток пройти к сокровищам Мататаша подземными коридорами этой пещеры, но все они кончались неудачно. Рассказывают, что когда-то давно один местный киргиз знал дорогу к спрятанным под землей сокровищам и даже выносил оттуда золото, но тайну этого пути хранил до самой смерти и не открыл её никому. Незадолго до нашей экспедиции в этой пещере побывали спелеологи с Украины. Они нашли несколько новых узких тупиковых ходов и сделали заключение, что пещера небольшая и никаких галерей в сторону Мататаша здесь нет.
Что ж, решили мы. Попытка - не пытка, попробуем поискать ещё. И, тщательно обследовав всю пещеру, наткнулись в одном из ее дальних уголков на мощный завал из больших каменных глыб. Из промежутков между камнями чувствовалась сильная тяга воздуха!.Воодушевленные этим обстоятельством, мы начали яростно разбирать завал. Как только образовалось отверстие, куда можно было протиснуться, сразу стало понятно, что продолжение пещеры найдено! Через несколько метров узкий коридор расширяется и круто обрывается пятиметровым колодцем.
Надо ставить подземный лагерь. Для этой цели подходит зал у входа, в котором жили погибшие впоследствии китайцы, – их кости находили здесь те, кто приходил в пещеру до нас. Такое решение принимаем не случайно. Много времени займет непосредственное прохождение, и обследование неизвестной части пещеры, составление ее подробного топографического плана. Кроме того, при исследовании пещер на большой высоте, с длительными подходами и сложной подземной конфигурацией и лабиринтом ходов, спелеологи, как правило, по несколько суток находятся под землей, не выходя на поверхность. Нормальный жизненный ритм нарушается, так как под землей нет ощущения времени и смены суток. Как выяснилось впоследствии, исследование пещеры было очень тяжелым не только потому, что она трудно проходима, но и из-за очень низкой температуры внутри (-2С), и низкой влажности воздуха, что при длительном нахождении под землей переносилось крайне тяжело. Ведь, чтобы спуститься до самой дальней точки, необходимо было затратить 25-30 часов, и столько же, чтобы выйти обратно. Поэтому во время исследования пещеры приходилось устанавливать несколько подземных лагерей, соединенных с поверхностью телефонной связью.
С базовым лагерем на поверхности нас связывали три полевых армейских телефона – один на поверхности, другой в подземном лагере, а третий штурмовая группа брала с собой. Радиосвязь в этих условиях не работает и приходится тянуть за собой телефонные провода, что сильно затрудняет передвижение в узких лазах. Новая часть пещеры преподносит сюрпризы один за другим. Узкие лазы чередуются с такими же узкими вертикальными или наклонными колодцами. И, в конце концов, обрываются десятиметровым уступом в громадный зал.
Он наклонно уходит куда-то в кромешную тьму… Луч налобного фонаря теряется в ней, так и не достигнув конца пещеры. Но самая удивительная находка ждала нас именно во время спуска в этот зал. За выступ стены, на глубине примерно в 120 метров, была закреплена, и спускалась с уступа, самодельная, очень старая веревка, сплетенная из шерсти яка! Это подтверждает то, что в пещеру очень давно спускались люди. Значит рассказы о том, что кто-то ходил этим подземным лабиринтом - не вымысел! Сообщение по телефону в лагерь о находке веревки вызвало всеобщее ликование и новый прилов энтузиазма. Не зря приехали, не зря поверили в легенду!
Одна штурмовая группа за другой, меняя друг друга, с новыми силами продолжили спуск и обследование ходов пещеры, которая уступами уходила все глубже и глубже. Во все стороны уходят большие и маленькие ходы, но все они - тупиковые, а на их обследование уходит много времени. Удивительно, - в пещере совсем нет никаких натечных образований - ни сталактитов, ни сталагмитов. Зато постоянно происходят обвалы потолка.
На полу - толстый слой очень мелкой пыли. Очень холодно. Стоит только присесть отдохнуть, как моментально начинаем замерзать, даже, не смотря на теплые свитера и комбинезоны!. Вот уже триста метров от поверхности, четыреста… Скоро пещера опустится на уровень дна ущелья, где стоит наш лагерь. С одной стороны это может подтвердить легенду о том, что подземный лабиринт ведет в Китай, и по нему действительно ходили контрабандисты! А с другой стороны - до сих пор не найдены подземные галереи, ведущие в сторону пещеры Мататаш…
Правда, при обследовании зала, который мы назвали в честь Рангкульского погранотряда залом «Пограничников», были обнаружены многочисленные следы обвалов и крупных свежих трещин в стенах и на потолке, а также явные следы смещения породы. Все это свидетельствовало о явных следах мощных землетрясений, которые довольно часты в этих местах. А это значит, что, если ход в сторону Мататаша и существовал когда-либо, то он мог быть и завален во время очередного землетрясения.
И все же пройти до конца пещеру так и не удалось. На глубине почти пятьсот метров пришлось остановиться перед очередным колодцем примерно тридцатиметровой глубины. Дальше спускаться не хватило ни снаряжения, ни сил, ни времени. Добраться до пещеры Мататаш не удалось, а вот найти тот «длинный коридор» в пещере Сыйкырдуу-ункюр, о котором рассказывала легенда, экспедиция смогла. И, все же, несмотря на многочисленные попытки исследований, тайна пещер Мататаш и Сыйкырдуу-ункюр так до сих пор и не раскрыта.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены