Антон Кротов: "Средняя Азия - отличный регион для путешествий" (отрывок)
Далее путешественники отправились по Памирскому тракту в таджикский Мургаб — райцентр одноименного района, расположенный на высоте 3600 метров над уровнем моря.
- Мургабский район, центром которого является поселок Мургаб, размером со Швейцарию. Там никогда не было рейсового транспорта, централизованной подачи электричества, есть только самолет, который несколько раз в год прилетает за призывниками. Также там нет центрального отопления, водоснабжения и дров, потому что не растет лес, и только два месяца в году плюсовая температурой – в июле и августе. Свои дома жители отапливают корешками терескена — растения, которое уже не найти в радиусе 30 километров. Корешки и кизяк можно только купить. Вода там закипает при 85 градусах, поэтому мясо и картошка плохо варятся, а чай не горячий.
Есть еще ряд очень интересных трудностей. Там нет денег, потому что нет никаких видов заработка, а по всему поселку ходят милиционеры и проверяют регистрацию. Когда приезжаешь в Мургаб из других мест, думаешь, что это самое последнее место на земле, а потом — после похода в другие села — ты возвращаешься в городок и поражаешься атрибутам цивилизации, в частности, наличию магазина и столовой. Но вообще Таджикистан, не считая милиционеров, — лучшая страна мира. Правда, если вы хотите попасть в Мургаб, нужен пропуск. Мы его получили заранее, в посольстве Таджикистана в Бишкеке. За него с нас взяли по $20, хотя просили $25 — непонятно, сколько стоит официально, может, еще дешевле. Таджикская таможня находится на высоте 4200 метров над уровнем моря. Граница Киргизии внизу, а вот таджики зачем-то поставили таможню так высоко. Там также нет электричества, поэтому, если вы приехали ночью, таможенники могут попросить у вас фонарь, чтобы проверить ваш багаж и поставить штамп.
Местный магазин в Мургабе |
После этого вы можете спокойно ехать в Мургаб. Отмечу, что в Таджикистане главные люди, которые даровали его гражданам счастье, — это Ленин и Путин. Многие жители Таджикистана и Киргизии работают в России и мечтают заполучить себе Путина в президенты. В Мургабе памятник Ленину и портрет Рахмона установлены почти рядом. Рахмон за все годы правления стал себя очень любить и даже называть Основателем мира и национального единства — Лидером нации. Оппозицию он выгнал, некоторые партии объявил террористическими. Даже в единственной библиотеке в Мургабе, все разваливается, но есть позолоченные шкафы под труды Рахмона, - отметил Кротов.
В центре поселка возвышается памятник Ленину |
A чтобы выжить в городе и близлежащих селах без электричества, Антон посоветовал распечатать имеющиеся в интернете карты Генштаба СССР.
- Мургаб — это вам не Подмосковье. В Подмосковье по генштабовским картам вы не пройдете, а на Памире ничего не поменялось, каждая гора на том же месте, что и 50 лет назад.
В Центральной Азии очень хорошо, места очень красивые. В Киргизии русский язык все используют, никто тебя не трогает. В Таджикистан более дерганая обстановка, потому что нужна регистрация, милиции полно, но там классные люди, - заключил свой рассказ Антон Кротов.
Записала Екатерина Иващенко. Фото из личного архива Антона Кротова
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены