На Памир – за самолетом

На Памир – за самолетом

Самолеты спускаются с вершин

 

Об экспедиции в статье с продолжением "Самолеты спускаются с вершин" на страницах латвийской газеты "Советская молодежь" пишет журналист Илан Полоцк.

Советская молодежь, 1985 г., № 170

Советская молодежь, 1985 г., № 171

Советская молодежь, 1985 г., № 172

na-pamir-za-samoletom 1 2Советская молодежь, 1985 г., № 173

Советская молодежь, 1985 г., № 174

 

В июле 1985 года на Памир отправилась экспедиция, целью которой было снятие со склонов пика Ленина самолета Р-5, потерпевшего там аварию 48 лет назад. В состав экспедиции входили сотрудники и студенты РКИИ ГА, а также сотрудники ЦНИИ АСУ ГА и na-pamir-za-samoletom 1 3авиазавода ГА № 85. Руководил экспедицией начальник СКБ РКИИ ГА В.Г.Ягнюк, а его заместителем по альпинистской части был доцент, мастер спорта по альпинизму А.В.Романов. Ниже представлены воспоминания Романова А.В.:

 

... История самолёта, за которым мы отправились на Памир, относится к 1937 году. К 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции Совет по физической культуре и спорту при Совнаркоме СССР решил провести восхождения на семитысячники Памира: пик Коммунизма – высшую точку страны, 7495 м; пик Ленина, 7134 м и пик Е.Корженевской, 7105 м. Восходителям было придано звено самолётов Р-5 под командованием лётчика-испытателя М.А.Липкина. Экспедиция базировалась в городе Ош, а самолёты – в посёлке Сары-Таш в Алайской долине.

 

Во время сбрасывания грузов для альпинистов самолёт Р-5, пилотируемый Липкиным, попав в нисходящий поток воздуха, был брошен на снежный склон пика Ленина и завис у самого края скалы. Лётчик и штурман Сысоев остались живыми и даже невредимыми. Позднее сапёры сняли с самолёта мотор и другие ценные части. У альпинистов северный конрфорс пика Ленина стал называться «Скалой Липкина», и все, кто поднимался с севера на пик Ленина, не могли миновать самолёт. Мимоходом альпинисты отламывали мелкие части на сувениры. Постепенно самолёт погрузился в снег и лёд.

 

В 1960 и 1964 годах я совершал восхождения на пик Ленина, поэтому хорошо знал расположение самолёта, подходы к нему, опасности рельефа, условия работы на высоте 5 тыс. м, где лежал самолёт.

 

Как показала проведённая на вертолёте Таджикского управления ГА разведка, в которой от института приняло участие 5 человек, в том числе и автор этого рассказа, стало ясно, что это тот случай, когда выражаясь словами Ю.Визбора:

 

«-Сюда не занесёт, ни лифт, ни вертолёт. Здесь не помогут важные бумаги. Сюда, мой друг, пешком и только с рюкзаком. И лишь в сопровождении отваги».

 

Когда проектор по учебной работе В.З.Шестаков, ознакомившись с ситуацией, поставил задачу достать этот самолёт, чтобы восстановить для истории гражданской и военной авиации легендарный Р-5, естественно, возник вопрос – кто это сможет сделать? Нанимать мы никого не могли, и не по бедности или жадности. Такую работу никакими деньгами не оплатишь. Нужны были энтузиасты из числа авиаторов-альпинистов. Далеко искать не пришлось: институтские секции альпинизма-скалолазания и горного туризма - одни из самых сильных секций. При комплектовании группы «Поиск» мы не ошиблись фактически ни в одном человеке. В неё вошли из секции альпинизма: О.Мирошников, сотрудник ОНИЛ-2, кандидат в мастера спорта по скалолазанию, студент 3 курса МФ Т.Базаров, студент 5 курса ФАРЭО В.Макачёв, нач. ЭВМ каф.42 С.Литвиненко; опытнейшие горные туристы: доцент каф. 32, кандидат в мастера спорта В.Бережнов; зав. лабораторией каф. 42, кандидат в мастера спорта С.Агапов; сотрудник ЦНИИ АСУ ГА, кандидат в мастера спорта Евгений Костюченко, м.н.с. ОНИЛ-1 П.Доронкин, сотрудник ЦНИИ АСУ ГА Ю.Скрипка, инженер завода №85 ГА А.Шалагинов, выпускник РКИИГА А.Аброскин.

 

Более двух месяцев шла подготовка к вылету группы под пик Ленина, готовилось снаряжение: страховочная верёвка и стальные тросы длиной более километра, приспособления для торможения при спуске груза, силовая лебёдка. Учитывая, что самолёт засыпан снегом и вмёрз в лёд, в состав снаряжения входили лопаты и ломы, реагент для быстрого таяния льда и даже миноискатель для поиска металлических частей под снегом. Трудно перечислить все наименования грузов, но их вес вместе с продовольствием составил около двух тонн. И, конечно, тщательно подбиралось всё альпинистское снаряжение для подъёма и спуска по крутым склонам людей, обеспечения их безопасности. Мы однозначно понимали, что малейшая травма принизит самый блестящий результат по снятию самолёта.

 

na-pamir-za-samoletom 1 4
Рига, перед отлётом. 1-й ряд слева направо: Костюченко Е., Раздорских Т., Кондратьева Н., Мирошников А. 2-й ряд слева направо: Аброскин А., Романов А.В., Агапов С., Базаров Т., Литвиненко С.А., Литвиненко С.К., Макачёв В., Доронкин П., провожающая, Шалагинов А.

 

Вылетели мы из Риги 28 июня самолётом ИЛ-76 Ульяновского Центра по подготовке лётчиков гражданской авиации стран СЭВ. Именно там создаётся музей гражданской авиации СССР, для которого и будет восстановлен Р-5. В Душанбе прилетели с учётом трёхчасовой разницы поясного времени уже ночью. Для лётчиков это был обычный учебный полёт, а для нас – начало экспедиции. Из Душанбе на следующий день грузы и почти полный состав экспедиции были переброшены на самолётах АН-2 в аэропорт и районный центр Джиргиталь. Отсюда до пика Ленина оставался последний участок пути - 40 минут вертолётом МИ-8 над речками Сурх-Об и Кызыл-Суу, а фактически над одной рекой: и то и другое название в Таджикистане и Киргизии означает «Красная вода».

 

na-pamir-za-samoletom 1 5
Погрузка грузов в вертолёт в Джиргитале.

 

Но в Джиргитале экспедиции пришлось задержаться на 3 дня. Таджикские коллеги видно тоже захотели принять участие в восстановлении Р-5 и не торопились расставаться с останками самолета. По информации местных летчиков в горах были замечены останки ещё одного самолёта. В результате руководство экспедиции и прилетевший из Риги проректор Шестаков В.З. с представителями Таджикского УГА сделали облет территории в поисках этих останков самолёта. И только после обнаружения останков ещё одного Р-5 экспедиции был выделен вертолёт для переброски в базовый лагерь под пик Ленина.

 

Вот основные даты и этапы нашей экспедиции (без этого трудно разобраться в делах): Рига-Душанбе – 28 июня. Душанбе – Джиргаталь – 30 июня. Джиргаталь – Международный альпинистский лагерь (МАЛ), 3600 м у подножья пика Ленина, 3 июля, морена под склонами пика Ленина, 4200 метров, 4 июля. Все эти перемещения - средствами авиации, дальше только своими ногами.

 

Быстрый подъём на 4000 м тяжек для всех, но на некоторых ребят, особенно мускулистого телосложения, кислородная недостаточность оказывает очень болезненное воздействие: болит затылок, трудно выполнять любую физическую работу, безразличие. Но мы знаем средство от этого: движения, движения и движения. В состоянии покоя сердцу не помогает «мышечный насос», и это приводит к опасному состоянию кислородного голодания. В экспедиции участвуют четверо работников Центральной студии телевидения, снимающие фильм о нашей работе. Как и наши ребята, они выполняют все работы, верят в рекомендации двигаться. Кинооператор Рудольф Русанович, известный специалист, объездивший с кинокамерой полмира, своими рассказами и байками заставляет забывать неприятные ощущения.

 

Вот с 4 июля и начался отсчёт нашим прямым действиям по снятию самолёта. Вместе с Виталиком Макачёвым мы, связавшись верёвкой, пересекли ледник, прошлись вдоль западных склонов «Скалы Липкина», незначительно поднялись по северному склону пика Ленина. Были осмотрены все возможные пути подъёма группы, в основном, намечены пути транспортировки самолёта. Вечером на совещании распределены задания, назначено время работы. Решено было проводить работы следующим образом: утром - с 5 до 10-11 часов; потом дневной перерыв из-за жестокой жары, удушливой из-за сильной положительной ионизации воздуха вблизи поверхности снега и льда, особенно, если безветренно; и вечером - после 18 часов и до темноты, наступающей здесь около 22 часов по местному времени, по-холодку можно снова работать продуктивно. Были возражения против раннего подъёма и быстрого выхода, но... надо.

 

Утром 5 июля первой с бивуака уходит двойка Мирошников-Базаров, в темноте, с головными фонариками пересекает ледник, начинает подъём по снегу на «Скалу Липкина». Ещё не вышло солнце, а они уже прошли одну треть пути и начали прохождение крутого снежно-ледового участка, называемого нами «№ 2». В бинокль хорошо видно как Мирошников бьёт ногой ступени, его страхует Базаров, потом он поднимается, проходит вверх мимо Олега. Связка идёт всё выше, всё меньше остаётся расстояния до самолёта. В 11.15 Мирошников и Базаров – у самолёта. По рации расспрашиваем их о состоянии дел: сначала о самочувствии, но нетерпеливо пробивается вопрос: «А как там этот Р-5?». Трое из 11 участников не смогли выйти из-за недомогания, наверху работают 8 человек. После переговоров по рации, вторая группа навешивает на крутом склоне 200 метров верёвки, и начинается спуск.

 

na-pamir-za-samoletom 1 6
Около остатков Р-5.

 

Наташа и Таня – туристки, которые вошли в состав экспедиции как благодетельницы (вопросы питания) в ожидании работников уже готовят еду и, особенно, питьё - чай зелёный с вишнёвым сиропом. Последний заливают в чай индивидуально – по вкусу и потребности.

 

Восходители все вместе возвращаются в базовый лагерь, последние метры преодолевают, еле передвигая ноги. Им ещё предстоит подняться 10 метров по морене к палаткам, но сил нет. Наконец все на месте, опускаются на камни, долго пьют. Потом понемногу разговариваются, рассказывают что было.

 

Во второй день работы к самолёту отправились все, кто мог ходить. Добавили ещё 150 метров перил, и с самостраховкой к самолёту поднялись даже «киношники», их гнал не только профессиональный долг – снять сюжет для экрана. Этот Р-5 стал магнитом невероятной силы. Руководитель киногруппы Людмила Леонидовна после спуска сказала, что все муки она перенесла из-за Р-5, но больше никогда в жизни не полезет на гору. Смотрит в зеркальце, и на глазах слёзы.

 

За эти дни работы лица у всех обгорели, губы потрескались. В лучшем положении были только те, кто применял марлевые «намордники». Я, опытный мастер альпинизма, «снимаю шляпу» перед этими новичками: на 4 день пребывания на высотах 3600-4200 м, они лезут на 5000 м и побеждают свою немощь! Их не заставляли...

 

na-pamir-za-samoletom 1 7

Организация тормозной системы для спуска Р-5.

Слева направо: Скрипка Ю., Аброскин А., Агапов С.

 

И, самое главное, к самолёту поднялся Виктор Ягнюк – самое заинтересованное лицо в группе «Поиск». Ведь под его руководством студенты будут восстанавливать Р-5. Надо было видеть его лицо после спуска. Утомлён был он и полз как все альпинисты, но он весь сиял. В его глазах было восхищение находкой, он перечислял разные узлы самолёта, восхищался сваркой и тонкостью ручной работы мастеров, техническими мини-решениями того времени. Для нас это были обломки самолёта, а для него – чудо. Эта одержимость Виктора не могла не передаться всем остальным, каждый старался сделать всё, чтобы «выслужиться перед Р-5».

 

na-pamir-za-samoletom 1 8
Транспортировка Р-5 по леднику. Впереди Мирошников А.

 

Седьмого июля Мирошников, Базаров, Макачёв, Литвиненко и работник киногруппы, он же высококвалифицированный хирург, Дереник Майтесян рано утром поднялись к самолёту, и за день изнурительной работы, поочерёдно отдыхая в тени палатки, поставленной прямо на гребне вблизи раскопок, освободили Р-5 от снега и льда. На ночь в палатке на высоте 5000 м остались трое. Их задача - начать упаковку самолёта для транспортировки вниз.

 

На следующий день все выполнили свои задания. Их было много - заданий... Навешивание верёвок – их длина в общей сложности достигла полутора километров. Половина шла для закрепления и спуска грузов, а другая половина – на страховку сопровождающих.

 

Спуск – это 700 м по вертикали, примерно две рижских телевышки. Свободный спуск по вертикали – это несложно: груз идёт сам, нужно уметь тормозить. Хуже по горному склону: неровности, камни, трещины, глубокий местами снег, опасность вызвать лавину или камнепад. Нельзя прицепляться к грузу, страховка только локальная, если будет повреждён трос, человек не «улетит» с грузом...

 

Девятого июля. Выбрали наиболее безопасный, но не совсем удобный для последующей транспортировки путь спуска. Ребята поработали хорошо, и к 11.00 обе упаковки оказались за пределами склонов пика Ленина – на леднике, на высоте 4300 м.

 

Десятого июля. На специально сколоченных салазках груз перетаскивается на площадку 4200 м. Прилетает вертолёт Киргизского управления гражданской авиации, обслуживающий Международный альпинистский лагерь. Уходит вниз, после высадки группы советских инструкторов, которые готовят маршруты для иностранных альпинистов на пик Ленина. На вертолёте в МАЛ улетаю и я. После рассказа начальнику учебной части МАЛа Владимиру Ивановичу Боброву о том, как мы сняли самолёт, он вызывает к себе командира вертолёта, советуется с ним и объявляет решение: «Мы можем спустить Р-5 из базового лагеря сюда на площадку 3600 м и ваших людей».

 

Усталые после изнурительной работы ребята отдыхали на 4200 м, как вдруг прилетает вертолёт, и оттуда раздаётся призыв: «Загружайте Р-5!» Так начал свой новый полёт Р-5, правда, в качестве груза, в сторону Риги, через 48 лет. Его вёз МИ-8, управляемый командиром вертолёта Кочарыгиным Алексеем Павловичем. Потом этим же вертолётом на 3600 м были вывезены все участники группы «Поиск».

 

na-pamir-za-samoletom 1 9
Около остатков Р-5 у международного альплагеря. Ягнюк объясняет устройство Р-5.
na-pamir-za-samoletom 2 1
Фото с летчиками на память
na-pamir-za-samoletom 2 2
Перед отлётом в Ригу.

 

Дожидаясь прилёта вертолёта из Душанбе, мы были желанными гостями в МАЛе. Горячий душ – сколько угодно. Одним словом – комфорт.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены