На крыше мира, в таджикском Горном Бадахшане, по сей день сохранился древнейший погребальный обряд. Если умирают мужчина и женщина, не успевшие при жизни жениться или выйти замуж, их, уже мертвых, местный священнослужитель - халифа - сочетает браком с деревом. Только так душа умершего будет принята богом.
Долина Хуф, где мне удалось побывать, на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Добираться до этих мест приходится по узкой дороге, постоянно ползущей вверх вдоль высоченного ущелья, на дне которого пенится горная река. В Хуфе проживают несколько десятков семей. Никто из старожилов не помнит, когда предки нынешних хуфцев поселились в горной долине и что вынудило людей подняться так высоко в горы. По одной из версий, это пришлось сделать из-за постоянных набегов соседей из приграничных афганских селений. Здесь, как и во многих памирских высокогорных селениях, совсем другая жизнь. Кажется, что ты на другой планете: в Хуфе свои обычаи, язык и образ жизни. На Памире и по сей день легко можно встретить человека, ни разу не покидавшего родных гор и знающего о жизни в мире лишь по рассказам односельчан, спускавшихся вниз, в долину. Много интересного в этих краях, но самое удивительное порой начинается, как ни странно, после смерти.
Местные обычаи и ислам
В погребальном обряде народов Горного Бадахшана многое осталось от зороастризма. Местные обычаи смешались с исламскими канонами, и уже трудно отделить одно от другого. Мусульманские священнослужители одно время боролись за чистоту веры, но потом им пришлось отступить. По словам памирского халифы Нафасшо, тысячелетние традиции оказались сильнее: "Исламское и неисламское настолько сблизилось, что порой трудно определить, где что. Трудно спорить с людской памятью". Во время погребального обряда по-хуфски важно, был ли человек при жизни женат или замужем. Если нет, до похорон тела умерших женщины или мужчины сочетаются узами брака с деревом. "Да, есть такой обычай. Он исполняется до сих пор. Дерево должно быть неплодовым. Обряд этот обязателен, иначе душа не успокоится и не сможет предстать перед богом", - говорит халифа Нафасшо. Тело умершего выносится на улицу, к дереву, которое выбрали заранее, например, к тополю. Мулла совершает "никох" - обряд бракосочетания.
Прощание с усопшим под песни
Перед самым началом "брачной" церемонии зажигается огонь. В специальной чашке горит фитиль, смоченный в масле. Священный для памирцев огонь обходит всех, и затем родственники умершего выносят тело на улицу. Когда на рассвете огонь догорит, душа, по местным поверьям, покинет мир живых. А чтобы душе было легче прощаться с родными, специально приглашенные музыканты исполняют "мадо". "Мадо" - памирские поминальные песни весьма философского содержания. В них поется о бренности и быстротечности жизни. На третий день, когда, согласно религиозным верованиям, душа отправляется к Всевышнему, "мадо" исполняют всю ночь, а народ, собравшийся в доме покойника, бодрствует. Люди говорят, душа человека прощается с родными.
Браки с деревьями для живых
В Горном Бадахшане брак с деревом может заключить и живая женщина, которая очень хочет замуж, но до этого по разным причинам у нее умирали мужья. Очередной влюбленный мужчина остерегается брать такую женщину, и тогда она сочетается браком с деревом. Согласно поверьям, после такого бракосочетания человеку уже ничего не угрожает. Невесту в специально назначенный срок отводят к дереву, где совершается уже описанный обряд "никох". Когда гости веселятся, невеста остается на время с новым супругом-деревом. Выйти замуж в очередной раз женщина сможет только, когда дерево засохнет. Если этого не происходит и растение продолжает зеленеть, то женщину выдают замуж за другое дерево, пока сельчане не добьются нужного результата.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены