Пожилые жители Нисура помнят, как примерно 50 лет назад недалеко от них был красивый лес. Сейчас на его месте голая земля. Истреблять все вокруг долгое время людей вынуждало отсутствие электроэнергии. Теперь, оставшись с пустыми землями вокруг, нисурцам приходится быть эко-активистами.
Таджикистан мог бы быть восьмым в мире по производству электроэнергии — его гидроэнергетический потенциал оценивается в 527 млрд.кВт.ч в год. Однако сейчас страна способна в среднем выработать не больше 16,5 млрд.кВт.ч. Особо остро дефицит ощущается зимой. Больше всего не хватает электричества жителям сельских местностей. Они составляют 70% населения страны.
Впрочем, в Таджикистане есть еще и такие села, где электричество отсутствует в принципе. Одно из них – село Нисур в Бартангской долине. Оно находится на высоте 2640 метров над уровнем море и окружено высокими горами Памира. Сюда из административного центра ГБАО, если повезет, можно добраться за 10 часов. Дорога в село обычно перекрывается каменными завалами, а в холодный период снежные лавины могут изолировать его на несколько недель.
В советское время люди здесь жили очень хорошо. Им, как и жителям других сел Бартангской долины, поставлялось топливо из разных регионов СССР. Но после обретения независимости стало немного сложно — топливо перестали возить сюда и людям пришлось вырубать все вокруг.
Жители долины Бартанг (кликните, чтобы посмотреть ближе)
ОБЕСПЕЧЕННЫЙ НИСУРСКИЙ ДОМ
Здесь нет никаких предприятий и заводов, где люди могли бы заработать деньги на самое главное — машину дров и 2 тонны угля на зиму. Все это стоит 4900 сомони (чуть больше $600), при том что минимальная заработная плата в Таджикистане всего 400 сомони ($50). За неимением таких средств стар и млад здесь поднимаются ежедневно за дровами высоко в горы и тратят на это минимум 6 часов. Такие семья считаются здесь необеспеченными.
Но местный активист Розик Яфталиев, который один из первых начал 7 лет назад активно использовать энергию солнца, считается среди многих односельчан зажиточным мужчиной. У семьи Розика есть не только солнечная кухня, но и, например, такая роскошная вещь, как энергоэффективная теплица. В ней он выращивает овощи и зелень. Рассада начинается в феврале, когда еще довольно холодно.
Розик с гордостью показывает свой энергетический арсенал. У него есть солнечные панели, установленные на крыше дома. В день они дают 1000 Вт электроэнергии. Этого достаточно, чтобы в четырех комнатах горели лампочки, работал телевизор и энергосберегающий холодильник. Рядом с панелями установлен солнечный водонагреватель на 170 литров. Горячей воды хватает, чтобы все пятеро членов семьи приняли душ, хозяйка трижды в день помыла гору посуды, потом еще постирала корзину белья. Внизу во дворе – солнечная кухня. За день «готовки» она экономит семье до 10 кг дров.
- Раньше жили мы нелегко. Особенно трудно становилось осенью, когда надо было уже запасаться на зиму. Уходили мы за дровами и терескеном в 6 утра и возвращались только в обед. И так ежедневно целый месяц. Крышу площадью 10х20 полностью забивали дровами и терескеном. Всего этого было, конечно, мало. Надо было еще закупить уголь, а он не дешевый я вам скажу — 1 кг стоит 1 сомони 20 дирам (15 центов). Моей зарплаты учителя — 600 сомони ($75) — не хватало почти ни на что. Еле концы с концами сводил, — вспоминает Розик.
С появлением солнечного электричества расходы семьи Розика сократились в два раза. Он не перестал, конечно, покупать уголь и собирать дрова – солнечные устройства в пасмурные дни не помогают-, но запасается ими уже в гораздо меньших объемах.
- Теперь я могу помочь деньгами сестре, которая учится в городе, могу побольше и поразнообразнее купить продукты питания, потратиться на одежду для детей и даже позволить себе приобрести разную технику – телефон, телевизор и прочее, — рассказывает Розик.
Но больше всего его радует экономия сил и времени. Раньше за половину дня Ниссо, сестра Розика, успевала только вернуться домой с несколькими связками хвороста и приготовить поесть. Теперь до полудня приготовлен завтрак, убран двор, постирано белье, готов суп, заварен крепкий зеленый чай. Еще она успела посмотреть телевизор и испекла хлеб на солнечной печке, его так и называют – «солнечный хлеб».
ИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕРЕСКЕН
Пожилые жители Нисура помнят, как примерно 50 лет назад недалеко от них был красивый лес. Сейчас на его месте голая земля.
- Судить их за это тоже было бы не совсем правильно, – спешит оправдать Розик своих односельчан.
– У них ведь не было другого выхода. Им пришлось принести в жертву леса, чтобы спастись от холода и голода.
Наряду с деревьями были вырублены кустарники терескен, имеющие особую роль в сохранении экосистемы в этой местности. Чрезмерное потребление этого растения в качестве топлива привело к серьезной деградации почвы — теперь здесь практически ничего не растет. Но самое важное, с его сокращением страдает скот. Им просто нечего есть. Ведь терескен был основой их кормовой базы.
На фото вырубленный терескен. Автор - экологическая организация "Маленькая Земля"
По словам Розика, неизвестно, сколько точно терескена до сегодняшнего дня были выкорчёваны, но площадь их произрастания год за годом заметно уменьшается. Людям приходится ходить за ними все выше в горы — два года назад это было 15 километров дальше от жилых домов, сейчас — все 30. Это примерно 8 часов ходьбы.
- Я не знаю, сколько потребуется времени для их восстановления, но одно ясно точно: терескену для полного взросления необходимо ровно 40 лет. А рубят его у нас ежедневно, еще молодняком.
Вот почему он совместно с экологической организацией «Маленькая Земля» активно продвигает в разных селах верхнего Бартанга идею правильного использования энергии солнца. Ведь солнечная энергия не только делает жизнь людей более комфортной, но и помогает спасти вымирающий кустарник.
География: В Таджикистане терескен произрастает на Восточном и Западном Памире на высоте 3500 - 4200 м над уровнем моря. В связи с суровыми климатическими условиями, воспроизводство биомассы кустарников является очень низким (0,15 т / га), что ведет к низкому уровню восстановления. Он считается важной частью пустынной растительности в этом регионе.
Исчезновение: В связи с глубоким экономическим кризисом в конце ХХ века население Западного Памира было вынуждено массово истреблять лесные и плодовые насаждения, занесённые в Красную книгу. Высокая антропогенная нагрузка выпала на долю пастбищных угодий Восточного Памира, а именно Мургабского района, куда после развала СССР полностью прекратился завоз угля и горюче-смазочных материалов. В связи с этим для топки местное население вынуждено были выкорчёвывать терескен и другие полукустарники. Массовое его выкорчёвывание привело к резкому снижению продуктивности терескеновых пастбищ и ускорило опустынивание. В настоящее время в райцентре Мургаба и других крупных насёленных пунктах в радиусе 45-50 км невозможно найти ни одну особь терескена.
Последствия: Только на Восточном Памире вырублено 34 тыс. га терескена
Сроки: Памирские пустынные кустарники и деревья требуют большого срока для достижения зрелости. Терескен, по некоторым данным, живет свыше 100 лет.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Сколько все же понадобится денег для того, чтобы обеспечить одно село солнечными устройствами? По словам представителей организации «Маленькая Земля», удовольствие это дорогое. Они уже 7 лет в рамках своих проектов привозят в Бартанг солнечные устройства.
- Дорого это лишь потому, что в Таджикистане рынок возобновляемых источников не развит, все нужно заказывать за рубежом.Солнечную кухню в среднем можно приобрести за $125, хороший водонагреватель — $1200, солнечная система мощностью около 2 кВт (состоит из 2 или 4 фотопанелей, 2 аккумуляторов и преобразователя) — $1000. Поэтому позволить себе солнечные технологии может далеко не каждый, — говорит представитель организации Наталья Идрисова.
Так, по грубым подсчетам, для обеспечения Нисура и соседних кишлаков зелеными устройствами необходимо около $1,2 млн. Это бы облегчило жизнь свыше 500 домохозяйствам, где электричества нет вообще. И самое важное, это бы способствовало сохранению исчезающего терескена.
За все время своей работы экологическая организация «Маленькая Земля» завезла в Бартангскую долину свыше 70 солнечных устройств. Из них более 10 комплектов солнечных фотопанелей были установлены на школы и общественные здания. В рамках проекта «50/50» 40 семьи из разных кишлаков получили параболические солнечные кухни. В августе текущего года планируется раздача еще 20 солнечных кухонь и 20 комплектов маленьких солнечных фотопанелей.
Экологическая организация «Маленькая Земля» была основана в 1997 году группой инициативной молодежи, неравнодушной к вопросам защиты окружающей среды. На протяжении своего существования организация реализовывала различные проекты, связанные с распространением информации о ГМО, снижением рисков по ЧС и сохранением биоразнообразия. Сейчас основными направлениями являются темы изменения климата, экологическое образование (в частности долго реализовывался Школьный проект по использованию ресурсов и энергии), внедрение и продвижение возобновляемых источников энергии, поддержка молодежного «зеленого» движения.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены