От пустых комнат к полноценным учебным классам

От пустых комнат к полноценным учебным классам

В центре Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) у детей в возрасте до пяти лет было не так уж много возможностей для обучения. В местном детском саду не проводилось соответствующих этому возрасту уроков или интересных мероприятий, а здание центра раннего развития детей (ECD) сильно обветшало и нуждалось в срочном ремонте.


Таджикистан имеет самый низкий показатель доступа к дошкольному образованию в регионе. По всей стране насчитывается менее 2000 центров ECD, где занимаются лишь 16 процентов таджикских детей. Другими словами, большинство детей остаются без образовательной основы, необходимой для успешной учёбы в школе.


По данным Всемирной организации здравоохранения, период от рождения до восьми лет — самый важный для развития ребёнка. Ранние годы жизни имеют решающее значение для развития жизненных навыков ребёнка и закладывают основу для всего последующего обучения.


Решение проблемы в Мургабе

Фонд Ага Хана (AKF) работает в Таджикистане над решением острой проблемы нехватки центров ECD для обучения детей дошкольного возраста.


В координации с филиалом Республиканского института повышения квалификации работников образования (IPD) AKF опробовал новую модель ECD, которую затем масштабировал для применения в нескольких регионах Таджикистана. Эта модель не требует много ресурсов, отражает социально-экономический контекст каждого сообщества и позволяет превратить пустые комнаты в полноценную учебную среду для детей дошкольного возраста. Для управления центрами и проведения учебных мероприятий, отвечающих требованиям развития, отбираются добровольцы из числа учителей, родителей и других заинтересованных граждан. IPD проводит тренинги по методикам ECD, применению соответствующих национальных законов и нормативных актов, достижению финансовой устойчивости, а также оказывает наставническую поддержку.


В Мургабском районе AKF сотрудничает с центром раннего развития, расположенным в школе № 14. Неудовлетворительное состояние центра не позволяло местному сообществу обеспечивать детям возможности для качественного обучения.


В рамках программы «Процветай, Таджикистан: партнёрство для социально-экономического развития» AKF сформировал группу по поддержке ECD, которая служит связующим звеном между центром и сообществом. Программа «Процветай, Таджикистан», финансируемая AKF и Агентством США по международному развитию (USAID), помогает улучшить качество жизни людей в ГБАО и Хатлонской области. Созданная в рамках программы «Процветай, Таджикистан» группа по поддержке ECD привлекает опекунов и родителей к формированию безопасной обучающей среды для детей и мобилизует общественные средства для поддержки своей деятельности. При поддержке программы «Процветай, Таджикистан» центры ECD теперь располагают учебными ресурсами, позволяющими создать соответствующие возрасту возможности для обучения, а многие центры даже предлагают детям полноценное питание.


ot-pustykh-komnat-k-polnotcennym-uchebnym-klassam 2Решение задачи раннего развития детей на местах

Сразу после формирования группы по поддержке ECD в сотрудничестве с местным сообществом был разработан план действий по мобилизации финансовых и материальных ресурсов. Группа связалась с местной неправительственной организацией «Калам», проводящей тренинги по формированию заявок на получение грантов, разработке бизнес-планов и мониторингу. Благодаря этим связям центр получил игрушки, канцелярские принадлежности, ковры и мебель. Кроме того, были произведены необходимые ремонтные работы, включая ремонт стен, укладку полов и покраску.


Жонбегим Азизхонова работала учителем начальных классов в школе № 14. В 2013 году, выйдя на пенсию, она присоединилась к коллективу центра ECD в качестве преподавателя.


«И детям, и их родителям очень нравится центр, — говорит Жонбегим. — Мы набрали уже три группы, но есть ещё много детей, которые хотели бы здесь учиться. К сожалению, мы не можем их всех принять, потому что у нас просто нет места. Складывается впечатление, что родители предпочитают наш центр местному детскому саду».


В настоящее время в центре учатся 70 детей. Обучение большинства из них оплачивают родители, но центр также посещают дети из уязвимых семей, которые не в состоянии платить. Жонбегим рассказала о девочке, которая посещала центр в течение двух лет, хотя её родители не могли позволить себе платить за обучение.


«Сейчас эта девочка очень успешно учится в школе и участвует в различных мероприятиях, причём нередко занимает первое место, — сказала Жонбегим. — Родители девочки всегда говорят, что её потенциал и навыки получили развитие именно в центре, и сейчас это очень пригодилось ей для учёбы в школе».


В будущем центр надеется расширить масштабы своей работы, чтобы удовлетворять спрос местного сообщества на услуги ECD. Созданная Фондом группа по поддержке ECD продолжает оказывать центру помощь в решении возникающих задач.


С 2009 года AKF создал в Таджикистане более 270 новых центров ECD и оказывает поддержку ещё 320 центрам по всей стране. В результате около 18 000 таджикских детей в возрасте от 3 до 6 лет получили доступ к возможностям раннего развития. Кроме того, AKF поддерживает и обучает примерно 600 дошкольных педагогов и 550 медицинских работников, занятых в сфере ECD. Большинство этих центров находятся в Горном Бадахшане, и в 2020 году здесь было отмечено значительное расширение доступа к услугам ECD: с 9 до 65 процентов.


Фонд Ага Хана

Данный материал был подготовлен на основе статьи, опубликованной на веб-сайте Фонда Ага Хана в США.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены