Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан), Душанбе с афганским городом Мазари-Шариф.
Большая часть дороги проходит по территории Таджикистана, связывая автомобильным сообщением столицу государства Душанбе с главным городом Горного Бадахшана – Хорогом. Эта часть Памирского тракта получила название Западный Памирский тракт. Другой участок дороги, по которому традиционно идут наибольшие перевозки связывает Хорог с киргизским городом Ош. Он получил название Восточный Памирский тракт.
Дорога большей частью является грунтовой. В зимнее время дорога не эксплуатируется в связи с опасностью схода лавин. Различают Восточный Памирский тракт (Ош – Хорог) и Западный Памирский тракт (Хорог – Душанбе). Дорога Ош-Хорог протяжённостью 701 км была построена в 1931-1934 годах. В Советском Союзе дороге придавалось большое значение в связи с развитием территорий горного Памира. По этой дороге доставлялись грузы социального (продовольствие, товары народного потребления, топливо и др.) и производственного назначения.
На участке от Оша до Хорога дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал(4655 м), который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги. Позднее был построен участок дороги Душанбе-Хорог, который с точки зрения строительства и эксплуатации является более сложным в силу особенностей горного рельефа. Открытие Западно-Памирского тракта имени Сталина состоялось в 1940 г.
Если следовать по Большому Памирскому тракту от г. Ош, то маршрут Памирского тракта может быть записан следующим образом:
г. Ош – пер. Чийирчик (2402)- с. Гульча – долина р. Гульча – пер. Талдык (3615, перевал через Алайский хребет)+ пер. 40 лет Киргизии (3541) – с. Сары-Таш (Алайская долина) – пер. Кызыларт (4250, перевал через Заалайский хребет, въезд на территорию Горного Бадахшана, пересечение границы между Киргизстаном и Таджикистаном) – долина р. Маркансу – пер. Уйбулак (4200) – озеро Каракуль – пер. Акбайтал (4655) – г. Мургаб – пер. Найзаташ (4314) – Аличурская долина – пер. Харгуш (4091) + пер. Тагаркаты (4168) – долина р. Сулу-Тагаркаты – пер. Кой-Тезек (4251) – долина р. Гунт – г. Хорог – долина р. Пяндж – с. Калаи-Хумб – пер. Хабуработ (3720) – долина р. Обихингоу – долина р. Вахш – г. Душанбе.
В настоящее время Памирский тракт входит в состав трассы М41.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены