Петроглифы

Петроглифы

Своеобразную группу древних памятников представляют петроглифы –наскальные изображения. Район Памира – самый богатый наскальными изображениями (более 50 мест) в Таджикистане. Они известны в долинах рек Гунта – на Чертымском завале, Пянджа – около кишлаков Наматгут, Лянгар, Поршнёв, Шах-Дара, Язгулем, Северная Ак-Джилга, в устье реки Бартанг. Это основные пункты сосредоточения наскальных изображений. По времени их появления выделяется несколько групп, самые ранние датируются эпохой бронзы, есть более поздние (раннесредневековые, развитого средневековья и современные).

 Наиболее известные петроглифы находятся в районе кишлаков Лянгар и Кишт в Ишкашимском районе (общее количество наскальных изображений не подсчитано, но их более 6 тысяч). Рисунки выбиты на широких поверхностях гранитных скал. Они объединяются в несколько крупных «полей», соединённых между собой цепочкой отдельных рисунков, и встречаются, начиная от подножья Шахдаринского хребта, почти до водораздела.

 

Петроглифы представляют, в основном, изображения горных козлов, но есть яки, олени, охотники с луками и собаками, всадники. Некоторые рисунки находятся на высоте 3200–3300 м над уровнем моря. Основная масса рисунков выполнена в виде «точечной техники», то есть выбита металлическим предметом или камнем. В единичных случаях отмечается Petrogliv2глубокая гравировка рисунков, осуществленная металлическим предметом. Иногда попадаются рисунки, процарапанные остриём ножа. Наиболее часто Petrogliv1повторяющийся сюжет наскальных рисунков Лянгара – разнообразные сцены охоты, чаще всего на горных козлов – начхиров. Больше всего рисунков – 10 - 20 см длиной, изредка встречаются фигуры от 30 до 40 см. Самая крупная фигура – 80 см, а самая маленькая – 6 см. Дргой интересный тип рисунков – изображения рубобов, любимого музыкального инструмента местных жителей. Примечательно, что нигде более в Центральной Азии не встречаются петроглифы, изображающие музыкальные инструменты в таком большом количестве (их тут найдено около 300). Существует предположение, основанное на народном фольклоре памирцев, что рубоб является как бы олицетворением человека, поэтому имеющиеся изображения очень похожи на стилизованные рисунки людей. Ещё один район, представляющий неменьший интерес своими петроглифами – Выбист-Дара. Он расположен в 7-8 км выше кишлака Дебаста (30 км от города Хорога), в конце одноимённого ущелья. Здесь четыре группы наскальных изображений. Среди них так называемая «центральная» – самое большое скопление петроглифов. В отличие от большинства наскальных рисунков на Памире, в которых основной сюжет охота на дикого козла с луком и собакой, рисунки Выбист-Дары посвящены изображению человека и орнаментов.

 

Самая древняя группа рисунков относится ко второй половине I тыс. до н.э. Немало петроглифов имеется на камне чёрного сланца, размер которого 23 х 19 м, что в долине реки Ак-Джилга (левая составляющая реки Базар-Дара) на Восточном Памире, в нескольких километрах от остатков древнего города рудокопов Базар-Дара. Здесь можно осмотреть изображения двухколесных колесниц, запряженных лошадьми и ведомых возничими, горных козлов, лучника с клювовидным носом, одетого в остроконечную шапку. Изображения колесниц широко известны в Центральной Азии. Везде они датируются одним временем – эпохой бронзы. Какое значение придавали древние люди своим рисункам, сказать трудно. Возможно, они имели религиозное содержание, а может быть, это отображение повседневной жизни или игра воображения, желание доступным способом оставить о себе какую-то память…

 

Несомненно одно – в рисунках на камнях отражена многовековая история людей, живших в этих местах, или пришедших сюда из других краёв по воле случая или обстоятельств.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены