Газеты сообщили, что спортсмены Пензенского велозавода совершили дальний пробег на мопедах новой конструкции «МВ-18». В связи с этим вспомнился один из первых экзаменов, который довелось держать пензенским велосипедам… на Памире.
Летом 1935 года было решено провести велопробег по «трассе мужества» – новому автомобильному тракту Ош – Хорог. Спортсмены, в числе которых был и автор этих строк, получили новенькие машины Московского, Харьковского и Пензенского велозаводов. Мне достался пензенский велосипед.
Памирский тракт, не без основания называемый Великим, – одна из самых высокогорных в мире дорог. На ней одиннадцать перевалов, самый высокий из которых достигает 4 700 метров. Не всякий поднимется на такую высоту с велосипедом и пудовым грузом (продукты, запасные части, теплая одежда и т. д.). А спуск с перевалов?! Тут смотри в оба. Десятки километров летишь, как птица (движение по тракту в те годы не было интенсивным). В голове одна мысль: только бы тормоза не подвели! К счастью, они действовали исправно. А вот цепи подводили: рвались. На московских машинах по два раза менять пришлось.
Многие жители Памира впервые видели тогда велосипед, и немудрено, что когда мы проезжали мимо населенных пунктов, то все население высыпало навстречу. Осматривали машины, щупали, удивлялись.
– На двух колесах едете до самого Хорога? Ой-ой!
А один верховой, догнавший нас на перевале, сочувственно сказал командиру:
– Да, трудно приходится, когда в кармане пусто!
Этот товарищ решил, что спортсмены не имеют денег, чтобы заплатить за проезд до Хорога на автомашине, и потому пустились в трудный путь на велосипедах…
Все участники велопробега через Памир были награждены Почетными грамотами Киргизского ЦИКа, получили ценные подарки. Велосипеды после осмотра их комиссией перешли в собственность спортсменов. Моя «Пенза» ушла в отставку лишь после войны: его хозяин – командир взвода 457-го стрелкового полка 129-й Орловской дивизии – вернулся домой инвалидом.
В прошлом году разыскали меня товарищи из Ошского краеведческого музея. Сообщили, что посвящают памирскому велопробегу специальную экспозицию. Просили прислать фотографии, вырезки из газет, адреса участников пробега и соответствующий экспонат. Из велосипедистов мы разыскали еще лишь одного – Николая Ивановича Волкова. Он работает агрономом в учебном хозяйстве сельхозтехникума в Хлевенском районе Липецкой области. А экспонат… Где же найдешь теперь тот исторический пензенский велосипед?
А. Омелин, г. Пенза,
газета «Пензенская правда», №?,
1972 год.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены