Тем, кто, прочитав «Книгу тысячи и одной ночи», с детства мечтал о сокровищах Востока, будет любопытно узнать, что и по сей день существуют такие сказочные места. Места, где драгоценные месторождения есть, и в немалом количестве, но их серьёзная промышленная разработка до сих пор не налажена. Одно из таких мест — Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) на территории когда-то Таджикской ССР, а ныне Республики Таджикистан. Однако туда трудновато добраться — и не только потому, что теперь это другое государство. Добраться туда можно только по Памирскому тракту, который по качеству дорожного покрытия не сильно изменился к лучшему со времён, должно быть, ещё средневековых путешественников.
Под страхом смерти
Мы не зря упомянули средневековых путешественников. Один из них, знаменитый венецианец Марко Поло, в буквальном смысле «открыл» для Европы таинственный мир памирского высокогорья. В XIII веке Марко Поло вместе с отцом и дядей отправился в путешествие «до восточных пределов земли», которое заняло 24 года. Более 500 километров проделали бесстрашные венецианские купцы по горному Бадахшану и Памирскому плато, удивляясь, восхищаясь, а иногда и ужасаясь невиданной природе, животному миру и народам, живущим в суровых высокогорных условиях. В своей «Книге о разнообразии мира», широко известной и с интересом читаемой и в нынешние времена, Марко Поло подробно описал все увиденное и встреченное на Памире, особое место уделив драгоценным камням, добываемым в пещерах Бадахшана, — красивейшим красным лалам, или рубинам.
По его свидетельству, царь самой богатой лалами области Бадахшана запретил под страхом смерти их добычу, кроме как для его личных царских нужд. Вывоз лалов за пределы области также карался смертью. Только царь мог распоряжаться алыми драгоценностями — подарить, например, соседнему царю или послать в качестве дани, а также при необходимости продать за баснословно высокую цену.
Если бы царь не жадничал, а позволил добывать лалы в любом количестве и разносить по свету, не без горечи писал Марко Поло, они сделались бы в мире настолько дешёвыми, что практически любой житель смог бы украситься ими.
По следам Марко Поло
В XIX веке наблюдения и выводы Марко Поло о восточном Памире были подтверждены русскими и английскими исследователями. А в середине прошлого века путь Марко Поло по Памиру повторил советский поэт, прозаик и путешественник П.Н. Лукницкий, о чём впоследствии написал книгу «Путешествия по Памиру».
Уникальная природа Памира заставила Лукницкого, филолога и профессионального исследователя творчества Ахматовой и Гумилёва, «часто углубляться в геологические раздумья». На юго-западном Памире он изучал и классифицировал по-новому «бесчисленные вкрапления турмалинов и гранатов», среди которых попадались и редкие зелёные оттенки. Достигнув же местности Куги-Ляль, что неподалёку от Хорога, конечной точки Восточно-Памирского тракта, Лукницкий убедился, что легендарно богатое, известное ещё со времён Марко Поло месторождение бадахшанских рубинов — не миф и не сказка. И что никто, кроме геологоразведочной экспедиции «Памиркварцсамоцветы», образованной ещё в 1930-е годы, этими рубинами так всерьёз и не интересуется…
Кстати, П.Н. Лукницкий, видимо, с лёгкой руки Марко Поло называет алые бадахшанские камни то рубинами, то лалами. Попробуем разобраться, действительно ли это одно и то же.
Рубин или лал?
Энциклопедия говорит нам, что лал (или лам) — просто устаревшее (или поэтическое) название большинства драгоценных камней красного цвета — рубина, красной шпинели, граната, турмалина. Подробнее всего и с истинно восточным великолепием лал и его разновидности описаны в «Минералогии» средневекового персидского энциклопедиста аль-Бируни.
Русский учёный — М.И. Пыляев в своём труде «Драгоценные камни» писал следующее: «Должно полагать, что под словом «лам» в старину подразумевали красную благородную шпинель». Так или иначе, рубин, лал или шпинель, если они бадахшанского происхождения, ценятся ювелирами очень высоко. Бадахшанские рубины совершенно прозрачны, в них отсутствуют включения. Они как бы светятся изнутри.
Знаете ли вы что…Житель Мургабского района ГБАО был задержан сотрудниками органов внутренних дел по подозрению в незаконно роте драгоценных камней. При личном досмотре у задержанного было обнаружено два килограмма рубинов. |
Один из бадахшанских камней — благородная шпинель, добытая более 200 лет назад на месторождении Куги-Ляль, — «выплыл» в прошлом году на аукционе в Лондоне. Стартовая цена камня составила 310 тысяч долларов…
А в Горно-Бадахшанской автономной области по-прежнему официально занимается добычей рубинов только предприятие «Памиркварцсамоцветы». Оно принадлежит теперь Республике Таджикистан. Справедливости ради надо сказать, что таджикские власти пытаются не только наладить добычу бадахшанских камней, но и организовать их ювелирную обработку. Правда, на этом пути у них есть серьёзное препятствие — местные жители стремятся добывать рубины самостоятельно. И не только добывать, но и вывозить их за границу.
Не рубином единым жив Бадахшан…
Не только для ювелиров, но и для поэтов бадахшанский рубин — это эталон всего красного. Если вы перечитаете «Витязя в тигровой шкуре» Шоты Руставели, встретите там немало «бадахшанских рубинов» как эпитета алых губ или капель крови. А в стихах Фирдоуси, Низами, Саади упоминаются «бадахшанские лалы» для обозначения алой, хрупкой, недолговечной красоты.
Однако драгоценные камни являются не единственным сокровищем Бадахшана. Там ещё и удивительный, обладающий многими целебными свойствами воздух. Если бы воздух горных бадахшанских вершин можно было подобно вину разливать по бутылям и вывозить в другие места, он стоил бы, должно быть, немногим дешевле рубинов и гранатов. Ещё Марко Поло писал в своей книге, что у жителей Бадахшана есть одно средство от любых болезней — уйти высоко в горы и провести там, на самом чистом воздухе, несколько дней. Сам Марко Поло, прихворнув, «сходил по совету в горы и быстро выздоровел».
Ну и конечно же, сами горы — истинная приманка для альпинистов. Именно в Бадахшане, на границе между Таджикистаном и Киргизией, расположена третья по высоте вершина бывшего Советского Союза — пик Ленина, ныне пик имени Абу Али ибн Сины (Авиценны). Из всех семитысячников эта вершина считается самой легкодоступной для желающих «приблизиться к космосу» на рекордную высоту.
В общем, горный Бадахшан мог бы стать и ювелирной мастерской, и здравницей, и мировым туристско-альпинистским центром. И приносить своей не слишком богатой, подрабатывающей на стороне республике хороший и стабильный доход. Мог бы… Но, может, ещё и будет?
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены