Полвека назад прошла единственная в истории высокогорная танковая экспедиция 2005-06-24 / Александр Павлович Ефремов - ведущий научный сотрудник 38-го НИИ МО РФ, полковник в отставке, кандидат технических наук. Как известно, гору можно обойти - для этого достаточно быть умным. Горную местность не обойдешь. Например, в СССР с его огромной территорией (22,4 млн. кв. км) она составляла около 35%. На любом из шести материков на Земле большие площади заняты именно горами. УНИКАЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Бесчисленное множество экспедиций открывали, исследовали и осваивали различные горные системы. О Памире говорили: "Там мало земли и много гор". На нем находятся покоренные в советское время, вершины: Пик Коммунизма (7495 м), Пик Ленина (7134 м), Пик Революции (6974 м), Пик Карла Маркса (6726 м), Пик Советских Офицеров (6233 м). В этом ряду не хватает реально существующего, но официально не названного Пика Танкистов - 4655 м. Высота, ставшая доступной для экспедиции танкистов на Памир в 1953 году (август-сентябрь).
После Второй мировой войны, в которой танковые войска сыграли огромную роль, внимание к ним не могло ослабеть. Во многих странах мира начался поиск направлений дальнейшего развития танкостроения. В СССР немалая часть этой работы была сосредоточена в Научно-исследовательском бронетанковом полигоне (ныне ГУП-38 НИИ МО РФ). Для обеспечения всесторонней проверки образцов бронетанковой техники (БТТ) исследования и испытания проводились не только на трассах полигона, но и в различных климатических и географических районах Советского Союза. В соответствии с директивой Генерального штаба НИИ БТ были проведены испытания отечественной бронетанковой техники (БТТ) при эксплуатации ее в высокогорных условиях в районе Памирского тракта на участке от г. Ош до п. Мургаб. Памирский тракт проходит по долинам рек, по склонам хребтов, высокогорным плато. Маршрут имеет резко выраженный горный характер, включающий перевалы Чигирчик - 2406 м, Талдык - 3650 м, Кызыл-Арт - 4320 м, Ак-Байтал - 4655 м. Испытывалась следующая БТТ: современные для того времени танки Т-54 с дизельным двигателем В-54 (520 л.с.); танки Т-34-85 (принят на вооружение в 1944 г.) с дизельным двигателем В2-34 (500 л.с.); авиадесантные самоходно-артиллерийские установки АСУ-57 с бензиновым двигателем М-20Е (50 л.с.). А также колесные бронетранспортеры: БТР-40 с бензиновым двигателем ГАЗ-40 (78 л.с.) и др. В начале 50-х годов уже обстоятельно изучались операции Великой Отечественной войны, в том числе Восточно-Карпатская, битва за Кавказ, в которых войска действовали в горных условиях, вели бои на высокогорных перевалах. Поэтому испытатели не могли не использовать опыт войны. В экспедиции также принимали участие представители академии БТ и МВ им. Сталина и ГАУ.
До начала испытаний была проведена рекогносцировка маршрута и выбор мест базирования. После чего средствами ТуркВО были наведены несколько металлических мостов и усилены деревянные мосты, оборудованы объезды, спуски, броды, подъемы и установлены предупредительные знаки. РЕЗУЛЬТАТЫ Научный уровень испытаний по тому времени был достаточно высоким. Имелись соответствующие методики, необходимая измерительная аппаратура. В целом испытания позволили: определить боевые и эксплуатационные качества БТТ, проверить технические характеристики ее основных узлов и агрегатов в условиях высокогорья; дать рекомендации промышленности по усовершенствованию БТТ, находящейся на вооружении, и для учета при проектировании новых образцов; внести изменения в инструкции по эксплуатации БТТ при действиях в горных условиях; оценить влияние высокогорных условий на боеспособность экипажей и дать предложения по ее повышению. Основные конкретные результаты экспедиции заключались в следующем: показана необходимость введения корректировки прицелов для пушек на высотах 2-4 тыс. м. Рекомендовано в существующие таблицы стрельб включить специальные графы, учитывающие поправки в установку прицела в зависимости от изменения высоты; определены количественные показатели падения мощности у безнаддувных двигателей и ухудшения их экономичности. На высоте 4 тыс. м по сравнению с высотой в тысячу метров дизельные двигатели снижали мощность на 23%, а бензиновые на 40-50%. Соответственно уменьшались максимальные скорости, и увеличивалось время и путь разгона машин. Расходы топлива на марше превышали нормы, установленные приказом МО СССР 1953 года для танков на 31-37%, для БТР на 16-45%. С увеличением высоты уменьшается максимальный угол подъема, преодолеваемый машинами. На высоте 4 тыс. м по сравнению с высотой в тысячу метров угол подъема сократился для танков на 6-8 градусов, для остальных образцов на 11-13%. Во всех случаях он был ниже предельного подъема, определяемого ТТХ. Буксировку танков через горные перевалы во всех случаях целесообразно производить двумя однотипными машинами. Буксировку неуправляемых танков на длительные расстояния производить нецелесообразно, так как она затруднена и на большой срок закрывает движение для других видов транспорта. В таких случаях необходимо буксировать неисправный танк до ближайшего участка, позволяющего производить ремонт. Системы охлаждения Т-54, АСУ-57 и БТР-40 обеспечивают нормальную эксплуатацию машин при максимальных температурах воздуха, имеющих место на высотах до 4655 м. По условиям перегрева значительно снижают скорости движения Т-34-85 и БТР-152. При максимальных температурах воздуха для тех же высот в весенне-летне-осенний периоды при длительном движении на спусках наступает переохлаждение двигателей Т-34-85, БТР-40 и БТР-152. Паровые клапаны системы охлаждения всех машин, отрегулированные на давление открытия по ТУ, не обеспечивают нормальную работу жидкостных насосов (из-за возникающей кавитации) при максимальной температуре охлаждающей жидкости. Ночные смотровые приборы позволяют совершать ночные марши по горным дорогам. Однако ограниченность поля зрения прибора ТВН-1 по горизонту (30 градусов) затрудняет совершение поворотов, вследствие чего значительно снижаются скорости движения. Дневные марши с закрытыми люками при наблюдении через смотровые приборы возможно совершать со скоростями, зависящими от профиля дороги и динамических качеств машины. В горах существенно снижается надежность радиосвязи, а в отдельных случаях связь полностью прекращается. Улучшить радиосвязь можно за счет применения промежуточных радиостанций на расстояниях не более 1,5 км (на маршах в колоннах) и правильного выбора местоположения машины при стоянке.
В высокогорных условиях повреждение ряда деталей танков (фрикционных элементов, шестерен коробок передач, бортовых передач) наступает значительно раньше. Повышенная температура отработавших газов усугубляет разрушение выхлопных коллекторов. Даны рекомендации по замене смазки в бортовых передачах Т-54 на другой сорт и по усилению конструкции выхлопных коллекторов его двигателя. Периодичность технического обслуживания несколько изменяется в связи с проведением более частых регулировок приводов управления танков. Например, регулировку тормозов танка Т-54 рекомендовано производить при ежедневном техническом обслуживании. ГОРЫ, ЛЮДИ И ТЕХНИКА Климат гор высотой до 3 тыс. м не оказывает существенного влияния на боеспособность экипажей. На высоте свыше 3 тыс. м боеспособность понижается, что проявляется в нарушении точности и превышении скорости вождения танка, в нарушении точности наводки орудия, в замедленном темпе заряжания. В результате 10-15-дневной акклиматизации на высоте 3200 м отмечается сдвиг в сторону восстановления боеспособности. На высоте 4 тыс. м ее восстановление менее значительное. По повышению боеспособности экипажей даны рекомендации в духе песни Высоцкого: "Если парень в горах - не ах, если сразу раскис - и вниз... Вверх таких не берут и тут про таких не поют..."
При действиях войск на высотах 3-4 тыс. 655 м необходимо производить отбор экипажей и их 10-15-дневную акклиматизацию на этих высотах. В целях максимально возможного сохранения боеспособности и предупреждения проявлений понижений следует: предоставлять кратковременный отдых механикам-водителям перед преодолением трудного участка пути и во время привала; запретить выдачу спиртных напитков; в некоторых случаях отдельным членам экипажа по назначению врача выдавать стимуляторы работы головного мозга. Результаты и рекомендации экспедиции танкистов на Памир не потеряли своей актуальности и в наши дни. Выявленные закономерности по влиянию высокогорных условий на БТТ продолжают представлять интерес для исследователей и испытателей. Для современной и перспективной бронированной техники, более тяжелой по массе по сравнению с рассмотренной, с гораздо более мощными двигателями и плотными компоновками моторно-трансмиссионных отделений машин, при наличии у противостоящей стороны большого разнообразия противотанковых средств и т.д обеспечение ее применения на высотах до 4500 м над уровнем моря является одним из наиболее жестких требований. Для бронетанкового вооружения и техники, действующих в высокогорных условиях, особенно остра необходимость наличия динамической и круговой активной защиты. Необходимо исключить применение на БТТ поршневых двигателей без наддува, что усугубляет ее эксплуатацию в высокогорных условиях (например, на БМП-3 двигатель УТД-29 безнаддувный). Уже давно возникла необходимость применения на танках регулируемых турбокомпрессоров и эффективных охладителей наддувочного воздуха (на танках Т-72 установлен двигатель В-84, в котором для обеспечения наддува применяется приводной центробежный нагнетатель, уступающий турбокомпрессору, а на Т-90 - двигатель В-92 с нерегулируемым турбокомпрессором). Большие задачи стоят по применению электронных систем регулирования топливовпрыска и воздухоснабжения, а также электронных систем автоматического управления с адаптацией режимов работы двигателя к различным условиям эксплуатации. Только в настоящее время развернуты работы по замене бензиновых двигателей на дизельные при модернизации бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и другой бронетанковой техники. Значимость результатов испытаний на Памире особенно очевидна, если иметь в виду, что с распадом СССР из мест испытаний с проверенными маршрутами, подготовленными директрисами, налаженными связями с базовыми войсковыми частями исключены, в том числе горные районы с высотами более 3 тыс. м. В настоящее время острее стала ощущаться и глубже осмысливаться работа участников экспедиции - первых и единственных покорителей столь высокой горной местности на бронетанковой технике. Уникальная экспедиция на Памир и Пик Танкистов на нем - незабываемая, гордая страница в истории отечественного танкостроения.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены