Последняя неделя сентября была посвящена ознакомлению жителей Таджикистана с искусством Восточного Памира. На выставках, организованных при поддержке Культурного Центра "Бактрия”, жители Душанбе, Худжанда и Хорога смогли оценить и даже приобрести продукции ремесленников Мургабской долины.
Целью проведения подобных мероприятий является сохранение исчезающей культуры Восточного Памира, находящейся в данный момент на грани исчезновения.
В традиционных изделиях Памира, в основном, отражается природа, растительный и животный мир данного региона. Эта особенность откладывает отпечаток на прикладное искусство: вышивки, войлочные ковры и так далее, а также с ней связаны различные легенды и быт этого народа.
Верхний орнамент взят из повседневной жизни, называют его "теплота”. Он напоминает следы от копоти. Про арнамент ходят легенды, что одна девушка выкладывала рисунок на войлоке. В этот момент нагрянули басмачи и начали все крушить. Ногами растоптали и уничтожили половину орнамента на войлоке. Девушка, увидев это, заплакала. Еѐ теплые слезы падали на войлок. Опечалившая девушка назвала свой орнамент – "ысбылы” ("теплота”).
А этот узор символизирует красоту и изящество. Напоминает брови красивой девушки. Сын богача женится на дочери бедняка. Снохи не считали ее себе равной и думали, что она ничего не умеет делать. Но девушка сшила очень красивый узор. Снохи же, увидев узор, сравнили его с бровями младшей невесты и назвали "келин кашы”, то есть "брови невесты”. Как говорится, "Если у тебя есть умение, скачи вверх, никогда не сдавайся перед снохами”.
2011
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены