Военная спецоперация в Хороге нанесла большой урон туристической отрасли Таджикистана. Как утверждают местные туроператоры, теперь на то, чтобы вернуть прежний поток туристов, могут уйти годы.
В АВГУСТЕ, выйдя в отпуск, мы с друзьями решили пойти в поход, чтобы полюбоваться красотами Варзоба. Наш гость из Франции, турист Шарло Деем, восхищаясь таджикской природой, грустно поделился со мной: «Это моя конечная остановка – в сентябре еду домой, хотя планировал завершить маршрут на Памире». Шарло специально выбрал в своем путешествии по Центральной Азии финальной точкой горы Памира, считая их одной из самых значимых частей своего путешествия. Известные события в Хороге не позволили Шарло и множеству других туристов из разных уголков мира попасть на Памир – визитную карточку туризма в Таджикистане.
По словам председателя Памирской экокультурной туристической ассоциации (ПЭКТА) Киргизбека Канунова, о возможных проблемах туристических маршрутов на Памир в первую очередь расскажут иностранцы, которые оказались заложниками хорогских событий.
- Во время проведения военной операции было эвакуировано много туристов, - говорит К. Канунов. - Большинство из них будут рассказывать о Памире своим друзьям, переписываться с другими туристами. Только-только люди начали привыкать, что все-таки у нас безопасно, как тут эти события!
Чего стоят только эти слова британского туриста, сказанные журналистам по прибытии из Хорога: «Покидая город, мы видели кровь на улицах. К счастью, людей с оружием и трупов я не видел, но некоторые люди из нашей группы видели тела погибших». Свою роль сыграла и информационная политика властей, ведь по прибытии в Душанбе освобожденные туристы подверглись тщательному осмотру в аэропорту - проверялись фотоаппараты и камеры, удалялись «ненужные» файлы.
- Ограниченность информации очень негативно сказалась на ситуации. Был бы доступ к информации, можно было бы опровергнуть множество слухов, - считает К. Канунов. – А из-за длительной паузы в распространении официальной информации появилось множество материалов, которые наверняка отпугнули туристов.
Оборванный поток
На данный момент чиновники еще не успели подсчитать убытки – в Комитете по делам молодежи, спорта и туризма не смогли назвать ни суммы, которой недосчитался туристический рынок Таджикистана, ни количества людей, успевших посетить Памир в 2012 году. Отчет будет готов через месяц.
Между тем, по мнению директора турагентства Pamir Silk Travel Шагарфа Шерзода Мулло-Абдола, туристический рынок Таджикистана потерял около 85% потока туристов. Чтобы хотя бы приблизительно представить финансовые потери, можно вычислить, сколько денег оставлял один иностранный турист за свой визит. Как говорит Ш. Мулло-Абдол, в день один иностранный турист тратит от 100$, куда входят и расходы на транспорт, питание, связь и прочие услуги. «Один тур в среднем длится у нас 10 дней, иногда может быть больше, - говорит Ш. Мулло-Абдол. – Значит, в среднем с каждого туриста в год страна получает 1000$».
- Была хорошая динамика роста, - говорит Ш. Мулло-Абдол. – Недавно председатель Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве РТ Маликшо Неъматов заявлял о том, что в прошлом году Таджикистан посетили 183 тысячи туристов, из которых, я уверен, до 95% приезжали сюда из-за живописных мест Памира. Мы организовывали туры на Памир по 8-10 групп за раз, это не считая туристов-индивидуалов, из которых мы тоже формировали группы.
В августе–сентябре многие таджикские турфирмы рассчитывали на большой поток туристов. После начала хорогских событий иностранным гостям пришлось предлагать различные альтернативы Памиру. - У нас намечалось 2 группы из 10 и 6 человек на Памир, - говорит сотрудник турфирмы Ajam Tour. – Потом мы предложили им показать Согд, Пенджикент, но они уже отказались. И у наших партнеров была схожая проблема: звонили из других турагентств, спрашивали другие варианты... После начала спецоперации Памир перестал быть привлекательной зоной.
- Мы рассчитывали на хорошую динамику туризма в сентябре, - говорит директор Pamir Silk Travel. – Но была закрыта дорога на Памир, все группы распались.
Годы впустую
НА то, чтобы привлечь на таджикский Памир туристов, ушли годы. - Целых 7 лет мы продвигали имидж Таджикистана в качестве привлекательной страны для туризма, - говорит К. Канунов. - Старались убедить наших партнеров, что у нас безопасно, много красивых мест. Когда о молодой независимой Республике Таджикистан мало кто знал, у нас появилась возможность создать новый имидж нашей страны, и это сказывалось, мы видели, как растет число туристов.
За это время в Таджикистане, в частности на Памире, побывало много иностранных журналистов, в 2010 году к нам приезжал генеральный секретарь Всемирной туристической организации (ЮНВТО) Талеб Рифаи, отметивший, что «Таджикистан имеет огромный туристический потенциал, который должен быть реализован». Сегодня представители зарубежных стран не рекомендуют своим гражданам посещать Памир…
Без помощи государства не обойтись
МЫ САМИ испортили свой привлекательный имидж. Теперь его надо как-то восстанавливать. По словам председателя ПЕКТА, делать это нужно при помощи тех же иностранных журналистов.
- Нужно допустить в регион каких-нибудь известных журналистов, чтобы они сами дали оценку ситуации, - говорит К. Канунов. - И дай Бог, чтобы она была положительной.
Туроператоры считают, что в восстановлении туристического имиджа активное участие должно принимать государство.
- Туроператоры сейчас понесли огромные убытки, у них нет денег, которые нужны для того, чтобы делать новый «промоушн» для Таджикистана, - говорит Ш. Мулло-Абдол. – Для этого нужно участвовать в туристических ярмарках, симпозиумах в других странах, приглашать журналистов, гостей, красиво и грамотно представлять Таджикистан - так, как мы делали это на протяжении многих лет.
Памир залечит свои раны и рано или поздно вернет себе славу привлекательного туристического края. Главное, вернуть доверие туристов, которые, несмотря на все, по-прежнему хотят увидеть наши живописные места.